Накануне Великой Отечественной войны МГПИ являлся крупнейшим научно-педагогическим центром системы народного образования. 4 мая 1941г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено имя В.И. Ленина, что говорило о признании крупных заслуг и достижений института.
Научно-исследовательская работа в нем не прекращалась и в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Именно в это время начался процесс централизации высшего педагогического образования вокруг МГПИ. В его состав вошли Московский дефектологический институт и МГПИ им. К. Либкнехта. В период войны институт работал в составе семи факультетов (до войны их было шесть) и готовил студентов по двенадцати специальностям (до войны – по восьми). Количество кафедр увеличилось с 36 до 45.
На крупнейшем факультете института – факультете русского языка и литературы – работали кафедры русского языка, русской литературы, западной литературы, классической филологии, методики русского языка и литературы, ойротского языка и литературы. Последние три кафедры были созданы в 1943г. МГПИ начал готовить преподавателей латинского и греческого языков и учителей национальных школ Ойротской области.
На физико-математическом факультете работали кафедры экспериментальной физики, теоретической физики, астрономии, методики физики и математики (образована в 1943г.), математического анализа, высшей алгебры, геометрии.
На историческом факультете работали кафедры истории СССР, истории нового времени, истории древнего мира, истории средних веков, методики преподавания истории, с 1944г. – кафедра новой истории Востока.
На педагогическом факультете работали кафедры педагогики, дошкольной педагогики, психологии.
С осени 1942г. в МГПИ начал свою работу новый дефектологический факультет. В его составе работали кафедры сурдопедагогики и логопедии, психопатологии, олигофренологии.
В состав факультета естествознания входили кафедры ботаники, анатомии, гистологии и эмбриологии, дарвинизма, физиологии человека и животных, зоологии, органической и биологической химии, неорганической и аналитической химии, геологии и образованная в 1943г. кафедра методики естествознания.
На географическом факультете работали кафедры физической географии, экономической географии и образованная в 1943г. кафедра методики географии.
МГПИ сыграл ведущую роль в деле организации Академии педагогических наук РСФСР (1943). Ее действительными членами стали профессора МГПИ им. В.И. Ленина А.С. Барков, И.А. Каиров, К.Н. Корнилов, Е.Н. Медынский, А.М. Панкратова; членами- корреспондентами – профессора И.Ф. Свадковский, В.В. Голубков.
В 1944г. институту было предоставлено право защиты докторских диссертаций на факультетах. Прежде этим правом пользовались только два вуза – МГУ и ЛГУ. Разрешение на защиту докторских диссертаций в 1944г. получили ученые советы исторического, физико-математического, педагогического, естественного факультетов и факультета русского языка и литературы.
Институт имел право проведения защиты кандидатских и докторских диссертаций по восьми отраслям наук и 41 специальности.
В военный период в институте не прекратилась оживленная работа по обеспечению программами и учебными пособиями начальных и средних школ. В ней принимали активное участие профессора А.М. Панкратова, Е.М. Вермель, В.В. Ефимов, В.В. Миллер, И.И. Соколов, доценты С.Е. Крючков, А.А. Уранов и др.
Несмотря на скромное финансирование, продолжала вестись и научная работа. Приоритет отдавался тематике, имевшей оборонное значение. Многочисленные исследования проводились на факультете естествознания. На кафедре общей и аналитической химии продолжались начатые еще в 1938 г. под руководством С.А. Балезина исследования по защите черных и цветных металлов от коррозии, которые велись совместно с кафедрой коллоидной химии МГУ. За разработку ингибиторов коррозии и создание химических способов очистки оружия от ржавчины сотрудники кафедры были удостоены Государственной премии.
Ученые кафедры анатомии и физиологии животных совместно с учеными Нейрохирургического института во главе с академиком Н.Н. Бурденко открыли эффективные методы лечения тяжелых ранений.
Большую и актуальную работу проводил физико-математический факультет. Плодотворной была деятельность оптической лаборатории профессора Э.В. Шпольского. Результаты их исследований широко использовались войсками ПВО.
На дефектологическом факультете сурдопедагоги вели тесное сотрудничество с военными госпиталями, что позволило разработать и успешно применить на практике методы восстановления слуха у временно оглохших от ранения и контузии бойцов и офицеров Советской Армии. Разрабатывались методы обучения оглохших чтению с губ.
Важное народнохозяйственное значение имели научные исследования, проведенные на географическом факультете. За годы войны профессора А.А. Половинкиным была создана работа по физической географии Сибири, профессора P.M. Кабо – исследование о городах Сибири.
Кафедры гуманитарных наук особое внимание уделяли вопросам борьбы с фашистской идеологией, воспитанию мужества, патриотизма у молодого поколения.
На педагогическом факультете разрабатывалась тема «Особенности дошкольного воспитания в период Великой Отечественной войны». На кафедре психологии профессор З.И. Чукмарев и ассистент Матюшина по заданию военных организаций провели исследование эмоционального состояния методом гальванометрии.
После окончания Великой Отечественной войны начинается новый этап в развитии МПГИ им. В.И. Ленина. Институт оказался в сложных материально-технических условиях: значительная часть помещений, занятых в военный период другими организациями, не была ему возвращена. Между тем численность студентов уже к 1945/46 учебному году достигла довоенного уровня.
Литература:
Наука в Московском педагогическом государственном университете. Основные направления и научные школы. – М.: Прометей, 2002
А.В. Чистова, к.и.н., доцент кафедры истории ИСГО,
ведущий специалист отдела публикаций истории изучения МПГУ
Дирекции изучения истории МПГУ