В период войны широкое распространение получила шефская работа. Предприятия и учреждения брали шефство над госпиталями, детскими домами. Шефская работа явилась одной из форм социалистической взаимопомощи, которая цементировала морально-политическое единство советского народа и сыграла важную роль в разгроме врага.
Коллектив МГПИ им. В.И. Ленина в годы войны шефствовал над госпиталями, колхозами, школами, вузами освобожденных районов. Уже летом 1941 г. студенты и сотрудники института активно включились в шефскую работу: дежурили в госпиталях, шили для раненых белье, ремонтировали обмундирование, вели общественно-политическую работу. Студенты помогали разгружать санитарные поезда, стирали, гладили и свертывали бинты, кормили тяжелораненых бойцов, читали раненым письма и газеты, проводили беседы. В праздничные дни устраивались концерты художественной самодеятельности. Перед ранеными воинами выступали с лекциями ведущие научные работники вуза. Только за 1942/43 учебный год в госпиталях преподаватели института прочли 400 лекций. Особым успехом пользовались лекции профессоров В.Н. Бочкарева, М.И. Кубикова, П.И. Попова, доцентов В.А. Роттенберг, И.А. Кудрявцева, Ю.Г. Саушкина. В подшефном госпитале агитационно-массовую работу вели 15 студентов. Активную работу там проводили студенты Н. Лоран, Т. Демидова, Ф. Фишман, Л. Захарова, Ю. Волкова, С. Рябова, С. Селихова М. Рисман, П. Плисова, Р. Иоффе и многие другие. Двенадцать преподавателей факультета русского языка и литературы работали в госпитале при Академии им. М.В. Фрунзе. За активную работу в госпиталях и воинских частях президиум ЦК Союза работников высшей школы наградил почетной грамотой профессоров В.Н. Бочкарева, М.И. Кубикова, П.И. Попова, доцента Б.Н. Биркину и ассистента Метт.
В подшефных госпиталях работали постоянные студенческие бригады. Еще в декабре 1941 г. 35 девушек МГПИ им. В.И. Ленина были направлены на постоянную работу в госпиталь. Сутками не выходили они оттуда, выполняя обязанности медсестер, санитарок, а когда срочно требовалась кровь для спасения жизни раненых, не колеблясь становились донорами. Комсомолки Заводская и Каплан, работая в госпитале, дважды сдавали свою кровь для спасения жизни раненых. Позже Каплан ушла на фронт.
Уже в самом начале войны в институте числилось 80 постоянных доноров. Секретарь партбюро института Б.Н. Биркина, доцент Т.Г. Териан, машинистка М.М. Анцибор – каждая из них сдала за годы войны более 20 литров крови, член партийного бюро М.Н. Верпаховская сдала более 8 литров крови.
От воинов в институт приходило много писем, в которых они благодарили своих доноров. В 1944 г. некоторые из доноров были награждены значком «Отличник здравоохранения».
В институте в годы войны было организовано шитье и ремонт белья и гимнастерок. Студенты и сотрудники занимались этим главным образом на дому. К февралю 1942 г. для подшефного госпиталя было отремонтировано 100 пар белья, заканчивалась работа над второй партией – еще около 100 пар. Кроме того, ремонтировалось солдатское обмундирование. Ремонт обмундирования и белья для подшефных госпиталей проводился в институте в течение всей войны.
В подшефном институту госпитале, расположенном в здании школы на ул. Усачева, работники кафедры дефектологии проводили большую работу по восстановлению речи у раненых бойцов.
В феврале 1942 г. в институте было собрано несколько библиотек для подшефных госпиталей. Первая из них была вручена госпиталю, расположенному в здании Академии им. М.В. Фрунзе.
Студенты и сотрудники института готовили и передавали подарки раненым бойцам, находящимся на излечении в подшефных госпиталях.
Наряду с шефской работой в госпиталях коллектив МГПИ им. В.И. Ленина в период войны оказывал значительную помощь школам и периферийным педагогическим вузам на территории, освобожденной от врага. Взяв шефство над одной из школ Истринского района, студенты обязались собрать для нее учебники, тетради, канцелярские принадлежности. Эти обязательства были выполнены. Ребятам было вручено свыше 100 учебников, много тетрадей, карандашей и других школьных принадлежностей.
В период зимних каникул институт организовал помощь отстающим школьникам. Проводились обследования учащихся в подшефных школах, создавались учебные кабинеты и кружки, проводились беседы, вечера художественной самодеятельности.
Значительно активизировалась шефская работа института, когда началось освобождение территории страны от гитлеровских захватчиков. В школы и вузы районов, освобожденных от оккупантов, коллектив МГПИ им. В.И. Ленина посылал оборудование для лабораторий и кабинетов, учебные пособия, книги. В 1943 г. коллектив института организовал сбор книг для школ Сталинграда. Для чтения лекций и консультаций в педагогические институты Сталинграда и Украины направлялись ведущие профессора и преподаватели. Вопрос об оказании помощи пострадавшим от оккупантов вузам был в центре внимания Ученого совета института, партийных и общественных организаций. Так, в ответ на обращение Харьковского пединститута Ученый совет МГПИ им В.И. Ленина в январе 1944 г. постановил: «…просить дирекцию института оказать всемерное содействие в комплектовании библиотеки и оборудования кабинетов и лабораторий Харьковского педагогического института». Это решение было незамедлительно выполнено.
Коллектив МГПИ им. В.И. Ленина взял шефство над Сталинградским пединститутом. В феврале 1944 г. партбюро МГПИ командировало в подшефный вуз для оказания практической помощи профессоров Д.И. Перепелкина, И.Ф. Свадковского и С.Ф. Козлова.
В феврале 1945 г. на партсобрании МГПИ им. В.И. Ленина выступил директор Сталинградского педагогического института тов. Русенко. Он рассказал о восстановлении института, поблагодарил коллектив МГПИ им. В.И. Ленина за помощь. Собрание предложило дирекции дополнительно выделить для Сталинградского пединститута оборудование и часть книжного фонда, организовать среди научных работников и студентов сбор книг. Коммунисты решили послать делегацию в Сталинград для передачи оборудования и книг для установления непосредственных контактов. Дирекции было предложено выделить группу профессоров и преподавателей для чтения лекций и отдельных курсов в Сталинградском пединституте. Перед Наркомпросом был поставлен вопрос о пополнении сталинградского вуза выпускниками-аспирантами МГПИ им. В.И. Ленина.
Осенью 1945 г. партбюро МГПИ им. В.И. Ленина вновь направило в Сталинградский пединститут профессоров Д.И. Перепелкина, И.И. Полосина, доц. С.Е. Крючкова, а также студенток Титову и Устинову.
В годы войны большую помощь школе оказало заочное отделение института. Начиная с 1942г. по заданию Наркомпроса оно проводило работу с учителями освобожденных от немецкой оккупации районов Орловской, Тульской, Курской и Смоленской областей. Были открыты филиалы заочного отделения в г. Ельце Орловской области и в Смоленске, где проводились учебно-экзаменационные сессии.
Подготовка высококвалифицированных кадров и все политические и хозяйственные мероприятия, проводимые коллективом института во время войны, не могли бы быть осуществлены столь плодотворно без хорошо поставленной воспитательной работы. Коллектив вуза стремился к тому, чтобы будущий педагог был подлинно народным учителем, идейно закаленным, человеком высококультурным и образованным, хорошо понимающим свое место в деле развития социалистической культуры, той культуры, которая, будучи неразрывно связана с нашим советским строем, была одним из источников победы над фашизмом.
Вся воспитательная работа в вузе велась под руководством партийной организации при активном участии профессорско-преподавательского состава и общественных организаций.
Осенью 1941 г. на первом же заседании Ученого совета, после кратковременного перерыва в занятиях, был обсужден доклад директора института тов. С.П. Котлярова о задачах воспитательной работы среди студентов.
Эта работа проводилась в самых разнообразных формах: от мероприятий в масштабе всего института до индивидуальной беседы с отдельными студентами. Все профессора и преподаватели в годы войны в своих лекциях и семинарах, в лабораториях, на экскурсиях, на практике в школе и в поле вели кропотливую политико-воспитательную работу со студентами.
Вся политико-воспитательная работа была подчинена выполнению учебных планов и программ, воспитанию коллектива в духе высокого патриотизма и выполнения своих обязанностей перед Родиной, готовности в любую минуту стать в ряды ее защитников.
Коллектив МГПИ им. В.И. Ленина при этом исходил из указаний В.И. Ленина о том, что «во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своей жизнью для блага своих братьев поднимает дух солдат и заставляет их переносить неслыханные тяжести».
В годы войны коллектив МГПИ им. В.И. Ленина проводил большую культурно-массовую работу, которая не замирала даже в самые трудные для Москвы дни. 7 ноября 1941 г. в институте состоялся утренник и небольшой концерт. Были приглашены сотрудники вуза, студенты и их родители. Перед собравшимися в Ленинской аудитории выступил с коротким докладом директор института С.П. Котляров. Был зачитан приказ о премировании отдельных сотрудников и студентов за активную помощь фронту. Среди них были лаборантка М.А. Верпаховская, студенты Е. Гольбрайх, Н. Лепешкина, М. Кансузян. Затем всех пригласили в читальный зал, где были накрыты праздничные столы. И хотя на покрытых белыми простынями столах, кроме рисовой запеканки и чая, ничего не было, присутствующие до слез были тронуты встречей. Волнующим был сам факт, что, несмотря на трудности, переживаемые страной, коллектив нашел возможность тепло отметить великий праздник.
Оптимизм и жизнерадостность, уверенность в победе над гитлеровской Германией не покидала ни на миг коллектив МГПИ им. В.И. Ленина. В Ленинской аудитории на протяжении всей войны проводились встречи с ее участниками, политическими деятелями, артистами и писателями, проходили вечера художественной самодеятельности, в которых принимали участие преподаватели и студенты. В период войны в гости к студентам приезжала сестра В.И. Ленина – А.И. Ульянова-Елизарова. Желанными гостями были выдающиеся певцы и актеры, крупнейшие писатели и поэты. В Ленинской аудитории часто выступали народные артисты СССР И. Козловский, С. Лемешев, М. Максакова, А. Тарасова, Е. Гоголева, поэты и писатели – А. Сурков, К. Симонов, К. Тренев.
На факультетах проводились интересные диспуты на самые разнообразные научные и политические темы. На географическом факультете были организованы «пятницы» – встречи с учеными, писателями, учителями, путешественниками. Эти «пятницы» были всегда актуальными. Военный обзор и встреча с президентом географического общества академиком Бергом, военно-географический обзор событий и встреча с учительницей Домец, обзор военных действий и студенческая композиция «Славяне в борьбе за свою независимость» – вот темы «пятниц» в 1945 г. На педфаке под руководством проф. Е.А. Флериной был создан кукольный театр. Студентки сделали куклы из папье-маше и выступали не только в своем вузе, в детских садах, но и в бомбоубежищах, в метро во время воздушных налетов.
Мы с большим трудом находили актеров для исполнения мужских ролей в наших спектаклях, – вспоминает бывшая студентка педфака Е. Однодворова, – пришлось привлечь к этому нашего декана, проф. И.А. Каирова, который в спектакле «Твоя песня» играл роль буфетчика. Участвовал в спектакле и дефектолог Ф.Ф. Рау.
Культурно-просветительная и агитационно-массовая работа, проводимая коллективом МГПИ им. В.И. Ленина, выходила далеко за рамки вуза. Она распространялась на заводы, фабрики, колхозы, эта работа проводилась и далеко за пределами Москвы.
На предприятиях Фрунзенского района активисты МГПИ им. В.И. Ленина создали литературные кружки, в работе которых принимали участие десятки рабочих и служащих. В 1943г. такие кружки функционировали на комбинате «Красная роза» и на других заводах. Для ведения лекционной работы по заданию партийных органов и ЦК ВЛКСМ группы научных работников и студентов направлялись в освобожденные районы. Летом 1944 г. группа комсомольцев по заданию ЦК ВЛКСМ была направлена в освобожденные районы Украины и Белоруссии для проведения пропагандистской работы. За 40 дней комсомольцы прочитали 120 лекций.
Широко поставленная пропагандистская работа коллектива МГПИ неоднократно находила одобрение и отмечалась районными и областными партийными и профсоюзными организациями.
Успеху воспитательной и агитационно-массовой работы в вузе в значительной мере способствовали решения центральных комсомольских органов. В 1941–1945 гг. ЦК ВЛКСМ не раз обращал внимание на состояние успеваемости и идейно-политической работы в вузах.
В декабре 1944 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мероприятиях по улучшению работы комсомольских организаций высших учебных заведений». В постановлении говорилось, что обкомы, крайкомы и ЦК BЛKCM союзных республик должны усилить внимание к работе комсомольских организаций вузов, глубже заниматься вопросом изучения студентами марксизма-ленинизма. ЦК комсомола требовал от каждого комсомольца быть примером в овладении марксистско-ленинской теорией. Образованный еще в мае 1943 г. ЦК ВЛКСМ отдел студенческой молодежи значительно помог вузовским комсомольским организациям в их работе.
Комсомольцы МГПИ им. В.И. Ленина, руководимые парторганизацией, с честью выполняли свои обязанности.
Вместе со всем советским народом коллектив МГПИ им. В.И. Ленина жил, боролся и трудился в суровые и грозные годы Великой Отечественной войны с единой мыслью – всей своей жизнью и всем своим трудом приблизить день и час победы Советской страны над гитлеровской Германией, внести свой вклад в дело разгрома ненавистного врага.
Литература:
Кузнецов Н.Д., Ефимов Н.А., Страхов Л.В., Сударов Б.И., Сулемов В.А. Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина. 1872-1972. М.: Типография МГПИ им. В.И. Ленина, 1972
А.В. Чистова, к.и.н., доцент кафедры истории ИСГО,
ведущий специалист отдела публикаций истории изучения МПГУ
Дирекции изучения истории МПГУ