Учитывая опыт первого военного учебного года, СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли 5 мая 1942 г. постановление «О плане приема в вузы в 1942 г. и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений», которое и стало программой развития высшей школы в условиях войны. Это постановление предусматривало упрощение порядка поступления и вузы, освобождение от призыва в армию студентов первого и последнего курсов, укрепление учебно-материальной базы высшего образования. Оно было направлено на сохранение сети вузов, контингента студентов и преподавателей, на решение задачи подготовки кадров высшей квалификации в условиях войны. Летом 1942г. местные партийные организации оказали вузам существенную помощь, прежде всего в укреплении материально-учебной базы. Вместе с тем мероприятия, намеченные в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 5 мая 1942г., не удалось реализовать в полном объеме в связи с неблагоприятной военной обстановкой летом и осенью 1942г.
Наркомпрос РСФСР поставил перед МГПИ задачу принять в 1942г. 270 человек. И хотя основанием для зачисления служил только аттестат об окончании средней школы, дело это было нелегким, поскольку институт не мог принять иногородних из-за ограниченности мест в общежитии, а контингент москвичей-десятиклассников оказался невелик. Несмотря на работавшие подготовительные курсы, принять удалось только 261 человека.
Второй военный учебный год начинался в сложных условиях. Продолжалось сокращение сети вузов и численности студентов в них. В Москве эти негативные тенденции не действовали, наоборот, по сравнению с декабрем 1941г. контингент студентов расширился, однако отличался большой текучестью. Когда весной 1943г. началась массовая реэвакуация, велся прием на все курсы, но одновременно был высок и процент отчисленных. Так, не считая принятых на 1 октября 1942г. на первый курс, в течение года в институт был зачислено еще 372 человека, а отчислено 318. На конец учебного года на первом курсе числилось 214 человек. Кроме того, был произведен обратный переход с трехлетнего на четырехлетнее обучение, поэтому выпуск лета 1943г. составил всего 16 человек (по четырем факультетам из семи).
В 1943г. прием в вузы проводился по правилам, установленным в 1942г., т.е. по конкурсу аттестатов, без экзаменов. Отличие заключалось лишь в том, что постановлением СНК СССР рабочим оборонных и важнейших промышленных предприятий предоставлялся отпуск для участия в конкурсе. 11 марта 1944г. СНК СССР принял постановление о введении при приеме в вузы конкурсных экзаменов. Без экзаменов зачислились лишь отличники средней школы. Льготы при поступлении в вуз сохранялись также за участниками войны. Летом 1944г. СНК СССР принял специальное постановление «О мероприятиях по обеспечению приема в высшие педагогически учебные заведения».
В 1943/44 учебном году развернулась профориентационная работа в школах столицы. В вузах проводились «дни открытых дверей», при институтах были созданы подготовительные отделения и краткосрочные курсы по подготовке в вуз, организованы занятия для раненых, находившихся на излечении в московских госпиталях. Летом 1943 и 1944 гг. обкомы комсомола по директиве ЦК ВЛКСМ занимались отбором комсомольцев для командирования их на учебу в педагогические вузы, но относительный рост приема в педвузы был существенно меньше, чем в вузы промышленности, транспорта и связи.
В 1945г. по указанию ЦК ВКП(б) работа по комплектованию педагогических учебных заведений началась задолго до начала вступительных экзаменов. В целом в 1945г. уровень приема 1940г. был превзойден. В результате более строгого отбора абитуриентов улучшился качественный состав студенчества. Среди первокурсников (и в среде студенчества в целом, так как прием велся практически на все курсы) значительно увеличилось число фронтовиков, подпольщиком, партизан.
Среди тех, кто в последние годы войны пришел в институт, были бывшая подпольщица Л. Ветлицына, бывшие партизанки А. Ермилова, Л. Подолякина, А. Рык. При приеме в партию и 1945г. студентка Л. Ветлицына на просьбу рассказать свою биографию ответила просто: «Была в партизанах, выполняла боевые задания». Но за этой скромной фразой скрывалась поистине героическая жизнь. И когда председатель собрания зачитал коммунистам письмо руководителей партизанской группы, в рядах которой сражалась Ветлицына, все участники собрания встали, приветствуя юную героиню.
Дни войны… Канун годовщины Великого Октября… Фашистский военный аэродром на оккупированной территории. Ночь. Усилена охрана. А к парашютной вышке в центре поля незаметно подобралась девушка. Вот она уже на вершине вышки. В честь великого праздника Ветлицына водрузила красный флаг на вышке фашистского аэродрома.
18-летнюю Л.И. Подолякину война застала на ее родине, в местечке Монастырщина Смоленской области, где после окончания педучилища она работала директором школы. Оказавшись на оккупированной территории, Л. Подолякина вступила в партизанский отряд Н.Ф. Зорока. Рискуя жизнью, отважная партизанка добывала оружие и ценные сведения, укрываXольщиков. Незадолго до освобождения Смоленщины Л. Подолякина и ее мать были арестованы и брошены в тюрьму. Отступая, фашисты погнали впереди себя арестованных, но узникам удалось бежать. После освобождения Смоленщины Л. Подолякина была награждена медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Зимой 1943г. она стала студенткой исторического факультета.
Шура Ермилова летом 1941 г. окончила среднюю школу. Девушка собиралась поступить в пединститут, думала стать педагогом. Но война внесла свои коррективы в ее планы. И когда гитлеровцы оккупировали родную Брянщину, комсомолка Ермилова вступила на путь подпольной борьбы, возглавила подпольную комсомольскую группу. Вместе со своими товарищами она размножала сводки Совинформбюро, расклеивала листовки, собирала и передавала партизанам сведения о передвижении немецких воинских частей. В начале 1942г., когда полицейские напали на след подпольщиков, Ермилова ушла н партизанский отряд. Она была разведчицей, пулеметчицей, участвовала в боях с карателями, была ранена. В августе 1943г. партизанский отряд, в котором сражалась А. Ермилова, соединился с частями Красной армии. Юная партизанка, еще не оправившись после ранения, попросила направить ее на фронт. Но командование послало А. Ермилову учиться. Осенью 1943г. она была зачислена на первый курс исторического факультета МГПИ.
Похожая биография и у студентки педфака А. Рык. Она пришла в МГПИ из прославленных партизанских отрядом Ковпака и Вершигоры.
Демобилизовавшись из армии, вернулись в институт в 1945-1946 гг. и бывшие студенты А. Акимова, А. Хорошилова, М. Кансузян, В. Краснощекова, Б. Ландо, А. Шенкман, А. Коротыгин, М. Шумаков, А. Гончаров и др.
Особенно много участников Отечественной войны среди поступающих было в 1944/45 учебном году. Тогда в вузы Москвы было принято 3,5 тысячи инвалидов войны (около 12% первокурсников). В 1944г. в МГПИ поступило 45 коммунистов (треть партийной организации) и 342 комсомольца (почти Половина комсомольской организации).
Осенью 1942г. был определен новый календарный график учебных занятий в вузах, сохранявшийся неизменным в течение всей войны. Занятия начинались 1 октября, зимняя сессия проходила с 1 по 20 февраля, зимние каникулы отменялись, весенняя сессия проводилась с 21 июня по 15 июля, в июле – сентябре студенты были заняты на трудовом фронте.
К началу 1943/44 учебного года был в основном решен вопрос, об учебной дисциплине. В декабре 1942г. СНК СССР принял постановление об отмене свободного посещения учебных занятий студентами вузов. В 1943/44 учебном году в МГПИ прогулы сократились с 2,9 до 1,6% всего учебного времени.
В июне 1944г. ВКВШ издал приказ о прекращении практики социалистического соревнования в вузах по учебной работе, приводившей к увлечению усредненными цифрами, механическому копированию того, что было уместно на промышленных предприятиях – организации фронтовых курсов, ударных групп и т.д. К 1945г. показатели успеваемости в МГПИ приблизились к довоенным.
Усилилось внимание к самостоятельной работе студентом, В МГПИ оно выразилось во введении с 1943/44 учебного года курсовых работ, в результате чего значительно оживилась деятельность научных кружков. В 1944/45 учебном году в институте работало 15 таких кружков. По инициативе комсомольцев и декабре 1944г. по итогам их работы были проведены научные конференции. Литературный факультет даже подготовил к публикации в Ученых записках сборник студенческих научных работ. Окончательное организационное оформление научного студенческого общества в МГПИ произошло уже в послевоенном 1945/46 учебном году.
В 1942-1944гг. студенты продолжали участвовать в различных хозяйственных работах. Начиная с 1942г. три лета подряд они выезжали на лесо- и торфозаготовки для столицы. Летом 1942г. 122 студента МГПИ работали на Высоковском лесопункте Калининской области. В 1943г. один из отрядов МГПИ трудился в Серпуховском районе на заготовке дров, а другой – на строительстве железной дороги в районе Криванднмо. В течение учебного года студентов постоянно привлекали к тем или иным работам – на расчистку снега, разгрузку л рои с трамвайных платформ и др. Своим участием в работе на трудовом фронте студенты помогали армии.
Массовым патриотическим движением советского народа с первых же месяцев войны стал сбор средств в Фонд обороны. Рачительные суммы в этот фонд поступали от субботников и воскресников. Всего с августа 1941г. по октябрь 1943г. в стране было проведено пять всесоюзных комсомольско-молодежных воскресников, в которых в общей сложности участвовали 43 млн. человек. Первый из них был проведен 17 августа 1941г. В тот раз на заводе «Каучук» работало 400 студентов, преподавателей и сотрудников МГПИ.
К концу 1942г. сумма, собранная студентами и преподаваниями вузов, достигла 13,5 млн руб. С 1942г. денежные взносы трудящихся делались не на оборону вообще, а на производство определенных видов боевой техники. Так, в 1942г. комсомольцы МГПИИЯ и МГПИ собрали на танковую колонну Осоавиахима соответственно 1 670 и 3 300 руб. Причем МГПИ занял первое место по сбору средств на танки среди комсомольских организаций Фрунзенского района столицы.
Одним из направлений шефской деятельности была помощь раненым бойцам. Студенты и сотрудники МГПИ им. В.И. Ленина уже летом 1941г. работали в госпиталях. Зимой 1941/42 г. МГПИ был прикреплен к госпиталю, расположенному в школе № 49 по улице Усачева. В первой половине 1942г. в госпитале работало 300 студентов МГПИ (ежедневно 10-15 человек). Возглавлял эту работу коммунист Скородум. Студенты приходили к раненым с концертами, читали им газеты, художественную литературу, помогали писать письма домой. Докладывая на заседании партбюро МГПИ о работе комсомольской организации в феврале 1942г., секретарь комитета ВЛКСМ Б. Павлов говорил, что студенты «сутками сидят в госпитале и не чуждаются никакой работы, в самые напряженные моменты они выполняют работу и медсестер, и санитарок, и доноров».
В МГПИ имелось 80 постоянных доноров. Доценты Б.Н. Биркина, Т.Г. Териан, машинистка М.М. Анцибор сдали за годы войны каждая по 20 литров крови, лаборант М.А. Верепаховская – 8 литров. В 1944г. они были награждены значками «Отличник здравоохранения».
В МГПИ им. В.И. Ленина в годы войны были организованы бригаде по шитью и ремонту солдатского белья и обмундировании. Студентки и сотрудницы занимались этим на дому. Только в феврале 1942 г. для подшефного госпиталя было отремонтировано 100 пар белья. Тогда же в институте было собрано несколько библиотек для госпиталей. Первая из них была передана госпиталю, расположенному в здании Академии им. М.В. Фрунзе. Здесь постоянно читали лекции 12 преподавателей МГПИ. За активную работу в госпиталях и воинских частях президиум ЦК Союза работников высшей школы наградил почетной грамотой профессоров В.Н. Бочкарева, И.И. Кубикова, П.И. Попова, доцента Б.Н. Биркину. В подшефном госпитале большую работу по восстановлению речи раненых бойцов проводили работники дефектологического факультета.
Массовым движением, направленным на оказание помощи фронту, стали сбор и отправка на фронт подарков. Только в 1941/42 учебном году студенты и сотрудники МГПИ отправили на фронт 600 посылок. В институте было собрано 300 теплых вещей для Красной армии и 400 – для освобожденных районов. В посылки вкладывались письма, на которые всегда приходил ответ. Профессор МГПИ И.А. Каиров в сентябре 1941г. докладывал Ученому совету института: «Миг представляется, что связь с красноармейцами, которые посылают нам письма, также должна быть использована… Я получил письмо… Мы с группой наших студентов читали это письмо и условились вместе ответить… Это дает мне возможность ближе присмотреться к студентам, видеть, что они предлагают, как предлагают, и этим оказывать на них известное влияние.
В МГПИ непосредственным вдохновителем и организатором переписки с фронтом была лаборант М.А. Верпаховская, под руководством которой работал дружный актив из сотрудников В.Н. Недзвецкой, O.K. Масловой, М.И. Поповой, Л.Г. Головкиной и студенток М. Кансузян, Е. Одноворовой, З. Балдиной, Н. Давыдовой, К. Парамоновой, Л. Шаги, З. Трофимовой и др. Сохранился рабочий дневник Верпаховской, в котором упоминается более 200 адресатов.
Особое место в переписке занимали письма бывшим ракитникам и воспитанникам МГПИ, призванным в ряды действующей армии. Началом этой работы стала переписка с ополченцами. В период формирования дивизий народного ополчения москвичи старались обеспечить своих товарищей-ополченцев всем необходимым – от вооружения и обмундирования до канцелярских принадлежностей. После того как формирование было закончено, трудящиеся столицы продолжи поддерживать связь с ополченцами – завязалась переписка, начался обмен делегациями. Также партийная организация поддерживала связь и с другими группами мобилизованных.
Факты из переписки обсуждались на собраниях групп, курсовых и факультетских комсомольских организаций. В МГПИ оформлялись фотовитрины и выставки о фронтовиках, материалы о них публиковались в стенной печати. Такая переписка способствовала в дальнейшем восстановлению довоенной численности профессорско-преподавательского состава и контингента студентов за счет того, что, демобилизовавшись из армии, каждый стремился вернуться в свой родной вуз, зная, что о нем там помнят и гордятся им.
Коллектив МГПИ в период войны оказывал значительную помощь школам и периферийным педагогическим вузам па территории, освобожденной от врага. Взяв шефство над одной из школ Истринского района, студенты обязались собрать для нее учебники, тетради, канцелярские принадлежности. Эти обязательства были выполнены. Ребятам было вручено свыше 100 учебников, много тетрадей, карандашей и других школьных принадлежностей. В период зимних каникул институт организовал помощь отстающим школьникам. Проводились обследования учащихся в подшефных школах, создавались учебные кабинеты и кружки, организовывались беседы, вечера художественной самодеятельности.
В школы и вузы районов, освобожденных от оккупантов, коллектив МГПИ посылал оборудование для лабораторий и кабинетов, учебные пособия, книги. В 1943г. коллектив института организовал сбор книг для школ Сталинграда. Для чтения лекций и консультаций в педагогические институты Сталинграда и Украины направлялись ведущие профессора и преподаватели. Осенью 1943г. Наркомпрос РСФСР приказал дирекции МГПИ в порядке шефской помощи выделить учебно-лабораторное оборудование и библиотечные фонды Ставропольскому и Пятигорскому педагогическим институтам, Новозыбковскому учительскому институту. Дополнительно коллектив МГПИ взял шефство над сталинградским институтом. В феврале 1944г. туда были командированы для чтения лекций Д.И. Перепелк И.Ф. Свадковский, С.Ф. Козлов.
Важно отметить, что выделение подшефным части библиотечных фондов и оборудования происходило в обстановке, когда сам МГПИ находился на «голодном пайке», а студенты и преподаватели продолжали испытывать значительные бытовые трудности и лишения.
Расходы государства на высшую школу, резко сократившиеся в первых два учебных года, с 1943г. начали расти. Однако финансирование было недостаточным, ибо за год войны деньги обесценились, а цены выросли. Кроме того, финансирование МГПИ осуществлялось сверхсметным порядком и поэтому планировать работу дирекции было практически невозможно.
В 1943/44 учебном году каждый студент получил четыре-шесть тетрадей, две перьевых ручки и два карандаша. На весь институт было выделено всего 130 килограммов бумаги. Ни о какой издательской деятельности в этих условиях говорить не приходилось. Впрочем, в июле 1941г. типография МГПИ была мобилизована для нужд фронта, прекратилось издание даже институтской многотиражки. Остро продолжал стоять вопрос отопления. МГПИ в плановом порядке дровами не снабжался, а собственных усилий коллектива на лесозаготовках было недостаточно. Зимой 1943/44 температура в помещениях поддерживалась на уровне 2-4 градусов.
С 1943г., когда начала расти численность студентов, злободневными стали вопросы об учебных помещениях и общежитиях. В 1941г. в МГПИ занятия проводились в пяти корпусах. Лесом того же года фугасной бомбой было уничтожено здание по Мерзляковскому переулку, 3, затем институт вынужден был освободить помещение в здании МИТХТ, используемое под лаборатории физмата. Весной 1944г. лишился своего здания геофак (Пушечная ул., 5). При существенно выросшей численности студентов и планировавшемся на 1944г. приеме на дневное отделение 570 человек даже при организации работы в две смены было невозможно разместить все академические группы в имеющихся помещениях. Тем более что два оставшихся основных учебных корпуса (Главный и Тихомировский) нуждались в срочном капитальном ремонте. В них были неисправны отопительная, водопроводная и газопроводная системы, крыши протекали, из-зa чего вышли из строя две большие лекционные аудитории Главного корпуса (отваливалась штукатурка). Распоряжением СНК СССР от 24 августа 1944г. МГПИ были выделены средства и материалы на ремонтные работы, но по независящим от института причинам ремонт начался только в январе 1945г. и только в Тихомировском корпусе. Ремонтные работы настолько затянулись, что директор МГПИ П.В. Мясников обратился с просьбой в вышестоящие инстанции разрешить институту н порядке исключения начать 1945/46 учебный год не 17 сентября, как было установлено, а 1 октября.
Трудно решался вопрос об обеспеченности института общежитием. Если в 1940/41 учебном году МГПИ располагав общежитиями общей площадью 7775 кв. м (1675 мест), то к лету 1944г. – только 2445 кв. м (1582 места). Полностью отошло от института общежитие по улице Усачева, 35, заселенное частными лицами. В общежитии по улице Усачева, 64, принадлежавшем теперь Наркомвоенмору, у института осталось только 320 мест (до войны там размещалось 900 студентов). При расселении вынужденно нарушались все мыслимые санитарные нормы. В тех комнатах, где раньше жили 3-4 человека, теперь размещалось 7-8. На каждого проживающего приходилось по 2,5 кв. м. Под общежития занимались учебные помещения. В Главном корпусе, например, под эти нужды отошли физкультурный зал и три аудитории. При этом 250 студентов, остро нуждавшихся в общежитии, не были им обеспечены. Значительная часть оборудования общежитий – мебель, постельным принадлежности – была передана госпиталям, оставшееся износилось.
Бытовые лишения сказывались на здоровье студентов. В начале лета 1944г. в связи с мобилизацией на трудовой фронт было проведено медицинское освидетельствование студентов МГПИ. В результате было установлено, что, не считая 32 инвалидов, 239 студентов первых трех курсов (16%) не способны к физическому труду, поскольку страдают болезнями сердца, ревматизмом, полиартритом и т.п.
В последнем военном учебном году несколько улучшилось питание и снабжение студентов. К лету 1945г. подсобное хозяйство МГПИ расширилось почти на 5 гектаров. Стипендиальный фонд вырос в 3,5 раза, и к концу войны стипендия составляла 140-210 руб. (отличники получали повышенную на 25% стипендию). От платы за обучение (400 руб. в год) была освобождена значительная часть студентов – дети фронтовиков и инвалидов Отечественной войны, сами участники войны. В 1944г. в Ялте был организован всесоюзный дом отдыха студентов. Однако более полное разрешение материально-бытовых проблем произошло уже в послевоенное время, чему в немалой степени способствовало постановление СНК СССР от 12 февраля 1945г. «О мероприятиях по укреплению МГПИ им. В.И. Ленина».
Оптимизм и жизнерадостность, уверенность в победе над гитлеровской Германией не покидала ни на миг коллектив МГПИ. В Ленинской аудитории Главного корпуса на протяжении всей войны проводились встречи с ее участниками, политическими деятелями, артистами и писателями, проходили вечера художественной самодеятельности, в которых принимали участие преподаватели и студенты.
Большой популярностью у студентов пользовались тематические факультетские вечера, посвященные избранной профессии. Перед студентами выступали известные географы, историки, биологи, заслуженные педагоги. Факультетское бюро исторического факультета МГПИ совместно со Всеславянским комитетом подготовило вечер, посвященный борющейся Югославии. Большой интерес в студенческой среде вызывали диспуты. В 1944/45 учебном году в МГПИ им. В.И. Ленина студенты приняли активное участие в дискуссиях «Петр I в литературе и искусстве», «Образ советского человека в литературе». Дискуссия о личности Ивана Грозного собрала более 700 человек.
Во многих вузах столицы в 1944/45 учебном году работали клубы выходного дня. На их вечерах устраивались концерты, встречи с поэтами, писателями, танцы. В МГПИ, например, выступали певцы И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, М.П. Максакова; актрисы А.К. Тарасова, Е.Н. Гоголева; поэты и писатели А.А. Сурков, К.М. Симонов, К.А. Тренев и др. Особенно активно эти клубы работали в каникулярное время (студенческие каникулы возобновились с зимы 1944г.).
На завершающем этапе войны чаще стали проводиться торжественные митинги и собрания, приуроченные к различным знаменательным датам. В октябре 1943г. широко праздновалось 25-летие ВЛКСМ. Обстановка позволила торжественно отметить майские и ноябрьские праздники в 1944г. На эти торжественные встречи собиралось каждый раз более 2 тыс. студентов, в том числе и из других вузов. Массовыми были митинги по случаю 3-й годовщины начала Великой Отечественной войны в июне 1944 г. В августе-сентябре 1944г. на торжественных собраниях вручались медали «За оборону Москвы». В апреле 1945г. широко отмечалось 75-летие со дня рождения В.И. Ленина. В МГПИ им. В.И. Ленина состоялся торжественный актовый день, посвященный присвоению институту имени В.И. Ленина, впоследствии ставший традиционным. К этому дню в институте была организована выставка – отчет за четыре года войны. Торжественные митинги прошли в вузах по случаю Дня Победы и награждения ВЛКСМ орденом Ленина.
В советском обществе на учителя принято было смотреть как на работника идеологического фронта. Победа советского народа в Великой Отечественной войне была и идеологической победой советской системы образования и воспитания человека и гражданина, победой советской школы. Не случайно народная молва приписала Сталину слова о том, что она была обеспечена простым русским учителем. Сегодня любому объективному исследователю ясно, что важнейшим источником Победы были характер советских людей, их стойкость, мужество, патриотизм, самопожертвование, взаимовыручка, вера. Это традиционные черты русского и других народом СССР вырабатывались в течение многих веков. Однако в ходе Великой Отечественной войны проявились и такие качества национального характера, которые, на наш взгляд, были порождением именно советского образа жизни, воспитаны советской школой. Прежде всего это массовый героизм на фронте и в тылу. На подвиг шли не только зрелые, умудренные жизнью люди, но и совсем юные – пионеры, школьники, комсомольцы, студенты. Заслуживает особого внимания изучение поведенческих ориентиров наших людей в экстремальных условиях войны. В этом отношении немалый интерес представляют факты личного участия питомцев и преподавателей МГПИ в военных действиях и оказании всесторонней помощи фронту.
МГПИ сыграл особую роль в достижении Победы в Великой Отечественной войне. Эта роль определялась местом, которое занимал наш институт в предвоенные и военные годы в системе педагогического образования страны. Среди вузов Москвы МГПИ являлся одним из немногих, не прекращавших работу в условиях войны. Лишь на короткий срок, с 17 октября по 17 ноября 1941 г. (период осадного положения в столице), МГПИ прервал свою деятельность, но он же первым и возобновил учебный процесс, что дало возможность студентам не только нашего, но и других столичных вузов – МГУ, МИФЛИ, МГПИИЯ – продолжить обучение. Это был подвиг преподавательского коллектива. Во многом это была заслуга директора МГПИ С.П. Котлярова.
В годы войны начался процесс централизации высшего педагогического образования вокруг МГПИ им. В.И. Ленина. В его состав вошли Московский дефектологический институт и МГПИ им. К. Либкнехта. Тогда же Московский художественный учительский институт и Московский учительский институт иностранных языков стали факультетами Городского педагогического института (с 1946г. – МГПИ им. В.П. Потемкина), который впоследствии объединился с МГПИ им. В.И. Ленина. Именно наш институт стал базой для слияния этих вузов.
Литература:
Савельев П.Ю. Студенчество военной поры //Очерки истории Московского педагогического государственного университета. – М.: Прометей, 2002
А.В. Чистова, к.и.н., доцент кафедры истории ИСГО,
ведущий специалист отдела публикаций истории изучения МПГУ
Дирекции изучения истории МПГУ