Война сосредоточила все внимание ученых-педагогов на исследовании актуальных педагогических проблем. Тематика их изысканий была приближена к школе и практике педагогической работы. Основное внимание стало уделяться разработке проблем методики преподавания в школе в условиях военного времени. В центре работы ведущих ученых МГПИ имени В.И. Ленина (ныне – МПГУ) оказались программы и учебные пособия для начальных и средних школ по основным учебным дисциплинам. В этой работе активное участие принимали профессора А.М. Панкратова, Е.М. Вермель, В.В. Ефимов, В.В. Миллер, И.И. Соколов, доценты С.Е. Крючков, А.А. Уранов и другие.
Профессор К.Н. Корнилов подготовил к печати учебник по психологии для педучилищ, доцент А.А. Яхонтов – учебник по зоологии для средней школы. Доцент М.А. Южин составил задачник по математике. Профессор А.А. Половинкин написал учебник по физической географии для средней школы.
Кафедра общей и неорганической химии выпустила учебно-методические пособия «Практикум по физической коллоидной химии» и «Практикум по неорганической химии», в подготовке которых активное участие принимали профессор С.А. Балезин, доценты Г.С. Разумовский и А.И. Фалько. Доцент А.И. Фельдт на основе новейших научных данных подготовил новое издание своей учебно-методической работы «Периодическая система элементов». На кафедре ботаники была составлена серия методических указаний для самостоятельных наблюдений студентов по биологии цветения растений.
Кафедра педагогики основное внимание сосредоточила на переработке учебника педагогики. При этом ставилась задача составить такое руководство, которое помогало бы не только решать задачи воспитания и обучения, выдвинутые и обусловленные военным временем, но и намечало перспективы развития, воспитания и обучения в послевоенный период. К этой работе был привлечен весь коллектив кафедры во главе с профессором И.А. Каировым. Сам заведующий заново написал для учебника разделы о нравственном и эстетическом воспитании, о воспитании дисциплины, чувства долга и ответственности, а также таких качеств личности, как мужество, правдивость, честность. Профессор Е.Н. Медынский подготовил к печати вторую часть учебника по истории педагогики – историю русской педагогики.
На кафедре дошкольной педагогики под руководством профессоров А.В. Суровцевой и Е.А. Флериной продолжались разработка и систематизация основных положений дошкольной педагогики, представлявших собой первую попытку дать целостное изложение основ дошкольного воспитания в СССР.
Весной 1943 г. Совет по воспитанию при Центральном Комитете комсомола организовал опрос педагогической общественности десяти городов страны о путях совершенствования подготовки педагогов. На местах этим опросом занимались секретари обкомов комсомола по школам. Кроме того, 14 ведущих ученых высшей педагогической школы подали свои предложения в совет в письменном виде. 16 июня в МГПИ им. В.И. Ленина состоялось совещание по вопросу о путях совершенствования педагогического образования.
В конце 1943 г. в ЦК ВЛКСМ состоялись два совещания по вопросу совершенствования подготовки педагогических кадров: 23 июня в школьном отделе ЦК со студентами педагогических вузов и 30 июня у секретаря ЦК Н.А. Михайлова с профессорско-преподавательским составом московских вузов просвещения. В итоге ЦК ВЛКСМ подготовил и направил в ЦК ВКП(б) докладную записку «О крупных недостатках в подготовке педагогических кадров». Существо предложений, высказанных в записке, сводилось к следующему:
- во-первых, увеличить прием в педагогические вузы, одновременно сделать более строгим отбор поступающих, активно влиять на формирование качественного состава студентов вузов просвещения;
- во-вторых, повысить качество подготовки учителей, для чего усилить профессиональную направленность учебного процесса, пересмотреть учебные программы, создать кафедры частных методик, увеличить время на педагогическую практику, активнее прививать студентам навыки самостоятельной работы.
Уже в 1943 г. кафедры частных методик были восстановлены как самостоятельные научно-учебные единицы в системе педвузов. Эта мера сыграла важную роль в усилении научно-методической работы и укреплении связи МГПИ им. В.И. Ленина со школой. Следствием ее явилось оживление работы в базовых школах, которые рассматривались как лаборатории при кафедрах. Наиболее активную работу с базовыми кафедрами развернули кафедры методики физики, математики и географии. Привлечение к работе кафедр преподавателей базовых школ способствовало улучшению постановки преподавания основных предметов учебной программы, а также внеклассной работы.
На базе 642-й школы кафедра психологии проводила научно-методическую работу по теме «Успеваемость учащихся и их психологические особенности». Базовой школой кафедры педагогики была школа в селе Горки Ленинские, имевшая интернат на 150 человек. В ней жили и учились дети, родители которых погибли на войне. Работа проводилась в тесном контакте с педагогической лабораторией Академии педагогических наук. К исследованию было привлечено 11 преподавателей школы, которые работали под руководством доцента Н.И. Молодых.
Лучшие методисты МГПИ проводили беседы и лекции для учителей базовой и окрестных школ: доцент А.И. Фельдт – в 589-й школе; доцент А.А. Зерчанинов – в 43-й базовой школе; методические семинары и консультации проводили доценты Н.С. Поздняков и С.А. Смирнов. Такую же работу вели профессора В.В. Голубков, Н.П. Грацианский, В.Н. Бочкарев, М.И. Кубиков. В 1943/1944 учебном году только члены кафедры педагогики сделали в школах около 170 докладов.
По заданию Наркомпроса РСФСР ученые МГПИ пересмотрели и заново отредактировали почти все учебные планы и программы педагогических и учительских институтов, а по некоторым предметам программы были составлены заново. Особенно отличились в этой исключительно важной и ответственной работе преподаватели факультета естествознания. Доцент А.А. Савченко-Бельский составил программу курса «Основы сельского хозяйства» применительно к задачам сельской школы того времени.
Большая перегрузка преподавателей учебной работой, а также существенное сокращение финансирования научных исследований создавали дополнительные трудности в организации НИР, что заставляло ограничивать фронт научных исследований тематикой оборонного характера и значения. На факультете естествознания получили развитие начатые до войны под руководством профессора С.А. Балезина исследования средств защиты черных и цветных металлов от коррозии, которые велись совместно с кафедрой коллоидной химии МГУ. За разработку ингибиторов коррозии и химических способов очистки оружия от ржавчины сотрудники кафедры были удостоены Государственной премии.
Ученые кафедры анатомии и физиологии животных совместно с учеными нейрохирургического института во главе с академиком Н.Н. Бурденко разработали эффективные методы излечения воинов после тяжелых ранений. Большую и крайне актуальную научную работу вели ученые физико-математического факультета. Весьма плодотворной была деятельность оптической лаборатории профессора Э.В. Шпольского. Результаты исследований лаборатории широко использовались войсками ПВО.
Сурдопедагоги дефектологического факультета были тесно связаны с военными госпиталями, разрабатывали и успешно применяли на практике методы восстановления слуха у временно оглохших от ранений и контузий бойцов и офицеров Советской армии, а также методы обучения оглохших чтению с губ.
Важное народнохозяйственное значение имели научные исследования, проведенные на географическом факультете. За годы войны профессором А.А. Половинкиным была выполнена работа по физической географии Сибири, профессором P.M. Кабо – о городах Сибири, членом-корреспондентом АН СССР Н.Н. Баранским исследование по географии Соединенных Штатов Америки.
Кафедры гуманитарных наук уделяли особое внимание вопросам борьбы с фашистской идеологией, воспитанию мужества, патриотизма, отстаиванию свободы и независимости народов и другим темам, глубоко созвучным военному времени. На литературном факультете активно разрабатывалась тема патриотизма и героизма. Профессора и преподаватели неоднократно выезжали для чтения лекций на фронт. Проблемы патриотизма и героики нашли отражение в сборниках научных статей литфака. По заданию военных организаций на факультете был составлен специальный словарь. В его подготовке приняли участие ведущие сотрудники факультета – профессор И.В. Устинов, доценты Е.А. Василевская, И.Я. Блинов и Г.А. Самсонов. Изменения в подходах к оценке исторических явлений и процессов наиболее ярко проявились на совещании историков в ЦК ВКП(б) в мае-июне 1944г., состоявшемся по инициативе академика А.М. Панкратовой, руководившей кафедрой истории СССР в МГПИ им. В.И. Ленина. Речь шла о критике учителями-историками коллективной монографии «История Казахской ССР», одним из авторов которой была А.М. Панкратова. История присоединения Казахстана к России рассматривалась в монографии как «абсолютное зло», без учета исторических условий, позитивных влияний на развитие отсталой в экономическом и культурном отношении территории. Такое толкование не получило поддержки, и монография была снята с конкурса на получение Сталинской премии.
Одновременно развернулась полемика вокруг публичной лекции академика Е.В. Тарле «О роли территориального расширения России в XIX-XX веках», в которой была высказана мысль о том, что не следует сопоставлять, а тем более отождествлять политику России и Запада, ибо продвижение первой на Кавказе, в Крыму и Средней Азии было объективно обусловлено и вызывалось исторической необходимостью. Обсуждавшие присоединились к мнению академика Е.В. Тарле.
В связи с фальсификациями истории фашистами, особенно средневекового периода, когда совершался первый «Drang nach Osten», остро встал вопрос об изучении истории славянства. За разработку этой проблематики в МГПИ взялся профессор исторического факультета Н.П. Грацианский. В 1942 г. в «Историческом журнале» была опубликована его статья «Заэльбские славяне в борьбе с немецкой агрессией в 10-12 веках». В 1943 г. расширенный ее вариант под названием «Борьба славян и народов Прибалтики с немецкой агрессией в средние века» был опубликован в качестве методического пособия для учителей.
В 1944 г. Н.П. Грацианский пишет статью «Славянское царство Само» (к критике «Хроники Фредегарда»), где устанавливает славянское происхождение царя Само и тем самым развенчивает имевший хождение миф о неспособности славян к созданию государственности. В 1945 г. он участвовал в составлении сборника «Вековая борьба западных и южных славян против германской агрессии» со статьями «Новое наступление немецких захватчиков на славянские государства с XIV по XV века» и «Полабские славяне в борьбе с немецкой агрессией в средние века».
В то же время ученый приступил к написанию книги о Велико-Моравской державе. Большой объем работы не позволил напечатать ее полностью. Лишь в «Историческом журнале» появилась статья о деятельности Кирилла и Мефодия. Научно-исследовательская деятельность профессора Н.П. Грацианского в годы войны получила широкое признание.
Не менее важным было и стремление ученого довести результаты научных изысканий до сведения студентов, с которыми он всегда спешил поделиться. Опираясь на документы и первоисточники, профессор Н.П. Грацианский учил студентов самостоятельной работе с ними, требовал от участников семинара документального и аргументированного подтверждения каждого тезиса, учил скрупулезному источниковедческому анализу, подвергал строгой критике незнание источника или неправильное толкование разбираемого текста.
Война определила характер тематики научных исследований кафедр педагогического факультета. Ученые сосредоточили свое внимание на разработке коллективной темы «Особенности дошкольного воспитания в период Великой Отечественной войны». На кафедре психологии профессор З.И. Чукмарев и ассистент Матюшина по заданию военных организаций провели исследование эмоциональных состояний детей методом гальванометрии.
Расширение и углубление научных исследований в области обучения и воспитания, а главное – осознание общественной значимости этих проблем для страны, привели к созданию в октябре 1943 г. (в самый разгар военных действий) Академии педагогических наук (АПН). Признание выдающихся заслуг ученых МГПИ им. В.И. Ленина в развитии педагогической науки выразилось в том, что коллектив института был представлен в ней пятью действительными членами АПН – профессорами И.А. Каировым, К.Н. Корниловым, А.С. Барковым, Е.Н. Медынским и А.М. Панкратовой и двумя членами-корреспондентами – профессорами И.Ф. Свадковским и В.В. Голубковым.
Литература:
Олесеюк Е.В., Федоров И.Б., Драгомир В.В. Великий подвиг. Вузы Москвы в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. В 3 т. Т. 2. Ученые московских вузов – фронту и военной экономике. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001
А.В. Чистова, к.и.н., доцент кафедры истории ИСГО,
ведущий специалист отдела публикаций истории изучения МПГУ
Дирекции изучения истории МПГУ