31 мая 2022 г. состоялся научный семинар кафедры психологической антропологии Института детства «Образ человека сквозь призму житейских взглядов и научных позиций».
Модератором научного семинара стала заведующая кафедрой психологической антропологии, кандидат психологических наук Л.И. Адамян. Приветствуя собравшихся и гостей, она отметила, что фигурой, объединяющей ученых многих стран, является Л.С. Выготский и его научные идеи.
В рамках научного семинара была представлена тема, посвященная обсуждению научного феномена – уникального эксперимента в истории науки, состоявшегося в Загорске (ныне Сергиев Посад), где в 1963 году был создан интернат для обучения слепоглухих детей. Особенность этого научного эксперимента в том, что его теоретическими основаниями стали две разные научно-исследовательские программы психического развития слепоглухих детей. В разное время в эксперименте принимали участие И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, Э.В. Ильенков.
На семинаре с докладом выступил Андрей Дмитриевич Майданский, доктор философских наук, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета, ассоциированный научный сотрудник Института философии РАН, автор научных публикаций о Загорском эксперименте и научный редактор собрания сочинений Э.В. Ильенкова.
В своем сообщении А.Д. Майданский, рассказывая о двух научных подходах объяснения психического развития слепоглухих детей, подчеркнул важность обращения к истокам Загорского эксперимента, чтобы понять его суть: «Что привлекло таких людей как И.А. Соколянский и Л. С. Выготский, их внимание, к слепоглухонемым детям, и что заставило Льва Семеновича Выготского в анкете 1924 года, когда он только приехал из Гомеля в Москву, написать, что он хотел бы заниматься обучением слепоглухонемых детей? И.А. Соколянский через год, в 1925 году, откроет свою школу-клинику». Далее А. Д. Майданский остановился на исторических фактах того времени, научных задачах и принципах, о разработке методик, позволяющих развивать личность и помогать слепоглухонемым детям. Была высказана гипотеза относительно того, почему Л. С. Выготского привлекала работа со слепоглухонемыми детьми. Фундаментальное положение его теории гласит: «Признание общности законов развития в нормальной и патологической сфере – краеугольный камень всякого сравнительного изучения ребенка». Андрей Дмитриевич Майданский, полагает, что ученого интересовала загадка возникновения души, а также «выплавка человеческой личности», в соответствии с реалиями той исторической эпохи. Согласно Выготскому, проблема развития личности решается социальным воспитанием. Основой воспитания ребенка, с точки зрения А. Д. Майданского, является аффективно-эмоциональное общение. На этом фундаменте строится предметная деятельность, – подчеркнул ученый.
Приглашенный дискутант семинара – Галина Константиновна Епифанова, директор ГБСУСС Московской области «Семейный центр» – бывший детский дом, в своем выступлении отметила, что в обучении специалистов идеи А. И. Мещерякова являются основополагающими. «В своей работе мы обращаем внимание на развитие эмоций, мы начинаем с установления эмоциональных отношений с ребенком. И в дальнейшем – установление контакта, общение через предметную деятельность, через совместную деятельность – это то, чему учил и Иван Афанасьевич, и Александр Иванович», – отметила она. Галина Константиновна выразила надежду, что «Семейный центр» будет носить имя А.И. Мещерякова, который приложил много сил, чтобы это учреждение было открыто в 1963 году, это было делом всей его жизни.
Второй дискутант научного семинара – Елена Ивановна Изотова, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, кандидат психологических наук, профессор, в своем выступлении подчеркнула роль и значение эмоциональной стороны в психическом развитии ребенка. Она предложила рассматривать эксперимент с точки зрения трех оптик – экспериментальная психология, сравнительная психология, возрастная психология: «Я хочу предложить разделить анализ на три части – концептуальную, идеологическую и непосредственно-экспериментальную». Елена Ивановна отметила, что учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, мы получаем позитивный результат с точки зрения практических результатов.
Татьяна Александровна Басилова, доктор психологических наук, профессор МГППУ в своем выступлении отметила, что она участник этого опыта, который называется «Загорский эксперимент», и является ученицей А. И. Мещерякова. Ученый подчеркнула: «Это – опыт, где проверяется и повторяется опыт. И важно нащупать путь развития слепоглухонемого ребенка». Далее выразив свое согласие с тезисом А. Д. Майданского о недостаточности эмоционального компонента, Татьяна Александровна сказала: «Все, кто занимались обучением слепоглухого ребенка всегда учитывали эмоциональный компонент и достигли большого успеха. Ничего не сделать, если ребенок не заинтересован, если он не взволнован». Ученый подчеркнула, что идеи А.И. Мещерякова по воспитанию и обучению детей с особенностями развития реализуются и в других регионах, приведя пример работы коллег Иркутской области.
В дискуссии приняли участие преподаватели дефектологического факультета Института детства – декан факультета, кандидат педагогических наук, доцент Елена Владимировна Кулакова и доктор педагогических наук, профессор Людмила Адамовна Головчиц, которые поделились своим опытом работы с особенными детьми, примерами из практики.
В завершении научного семинара состоялась презентация нового издания трудов Л.С. Выготского, подготовленного при участии А.Д. Майданского – книги «Педология школьного возраста. Лекции по психологии развития» (изд-во «Канон+», 2022). Автор, представляя книгу сказал: «В этом томе читатель найдет пособие Выготского для учащихся педагогического факультета 2-го МГУ и стенографические записи лекций, читавшихся им в Академии коммунистического воспитания. В это время закладывались основы научной теории Выготского, которая станет известна под названием «культурно-историческая психология». Книга адресована не только профессиональным психологам и педагогам, но также и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами развития человеческой личности, теорией и практикой воспитания ребенка».
Координатор – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Елена Прокопьевна Федорова отметила, что семинар собрал большое количество заинтересованных коллег из разных уголков нашей страны – психологов, педагогов, дефектологов из г. Москвы, Московской области, г. Читы Забайкальского края, г. Красноярска и других регионов. «Огромное спасибо за приглашение на замечательный научный семинар. Мы работаем с детьми с РАС, детьми с нарушением слуха, с нарушением речи и детьми с СД дошкольного возраста (есть и др. нозологические группы). Методику А.И. Мещерякова используем в своей образовательной деятельности, наши педагоги обучались на базе Сергиево-Посадского дома-интерната, приехали под большим впечатлением …встречались с Переверзевой М., обсуждали методики и технологии работы. Каждая встреча с вами – это перезагрузка!», – поблагодарила организаторов семинара О.И. Голомазова.
В научном семинаре приняли участие студенты, магистранты и преподаватели Института детства.
Научный семинар кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ продолжит свою работу в следующем учебном году.
Текст: Е.П. Федорова
Фото: Е. Ленская, И.В. Воробьева, Е.В. Трифанова, Е.П.Федорова