«Мир детства в науке, искусстве и практике» – так называлась первая студенческая фестиваль-конференция, которая с успехом прошла 26 мая в МПГУ. Организаторы конференции – кафедра психологической антропологии Института детства (зав. Кафедрой Обухов А.С., к.психол.н., профессор) и Институт искусств (директор , профессор, доктор культурологии) поставили перед участниками – студентами, магистрантами и аспирантами МПГУ весьма сложную задачу изучения психолого-педагогических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста с помощью интеграции трех путей познания: научного, который привносит в знание аналитичность, логику, рациональность, четкость; художественного, инициирующего эмоционально-чувственное познание через переживание; и практического, ориентирующего студентов на исследовательскую, творческую активность в направлении актуальных запросов педагогической практики. И необходимо отметить, не смотря на то, что большинство участников являются студентами первого и второго курсов , то есть только начинают следовать по профессиональному и научно-исследовательскому пути, они продемонстрировали достойные работы психолого-педагогического направления. Художественными они были не только по оформлению – стендовые доклады, доклады-инсталляции, но и в какой-то степени, по содержанию, так как студенты представляли свои разработки о психолого-педагогических особенностях детей, создаваемые в процессе производственной практики в детских садах и школах, занятиях по изобразительному творчеству с детьми разного возраста. Под научным руководством к.психол.н., профессора кафедры психологической антропологии Фоминовой А.Н., к.п.н., доцента кафедры рисунка и кафедры методики преподавания Подгорнева В.М., д.психол.н., профессора кафедры психологической антропологии Лопатковой И.В. они разрабатывали проекты, овладевая в комплексе технологиями научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности, что весьма непросто и далеко не всегда удается даже опытным исследователям. Конечно, работы отличаются от традиционных психолого-педагогический исследований, но и профессию преподавателя изобразительных искусств и преподавателя музыки тоже нельзя отнести к обычным. Ведь они априори содержат, как минимум, три области профессиональной деятельности: психология, педагогика и искусство. И разделять их не имеет смысла. Научиться их интегрировать – именно в этом смысл психолого-педагогического модуля, который включен в учебный план художественно-графического факультета и который ведет кафедра психологической антропологии. Отметим также, что фестиваль-конференция была направлена не только на демонстрацию результатов его работы, но и на создание нового знания о детстве. Поэтому всем, кто в нем участвовал, в том числе, гостям, представителям мира науки, искусства и практики (Обухов А.С. зав. кафедрой психологической антропологии, Энди Байфорд, профессор Даремского университета, Великобритания, Подгорнев В.М. доцент кафедры рисунка МПГУ, Лазарев М.Л. член академии педагогических и социальных наук) было предложено охарактеризовать мир детства в трех словах-ассоциациях и этот список во время конференции дополнялся не столько количественно, сколько качественно. Описать все, что происходило в одном кратком сообщении невозможно. Здесь было общение, поиск, находки, оригинальные взгляды на мир детства, представленные в докладах, одним из которых был доклад Джулиодори Лучо, (Италия), к.философ.н., доцента кафедры сравнительной лингвистики Института филологии и иностранных языков МПГУ о сюрреалистическом видении мира детства. Перечисляю только некоторые определения детства: разнообразие, познание, игра, творчество, воображение, мечты, стремления, отсутствие границ, профессия….. Возможно, что именно так определились основные направления психолого-педагогический деятельности и, значит, подготовки студентов Института искусств. И не только. Ведь с художественно-творческим потенциалом детей имеют дело все воспитатели, преподаватели, психологи учреждений образования и культуры. И все должны понимать теоретические основы и владеть художественно-творческим инструментарием. Поэтому в конференции принимали участие студенты психолого-педагогического бакалавриата, факультетов начальных классов и дошкольного образования, магистранты программы “Практическая психология художественного творчества”. Они, под руководством к.психол.н. Ковалевой Н.Б. изучали Мир Я. Мир личности, общения и взаимодействия под руководством к.психол.н., профессора Фоминовой А.Н. и к.п.н. Кузнецовой С.Г. исследовали студенты художественно-графического факультета, Мир эмоций, творчества, игр и игрушек объединил студентов музыкально-педагогического, художественно-графического факультетов и магистрантов кафедры психологической антропологии, которые представили не только доклады, но и мастер класс по арфа-терапии и перкуссии. Исследованием Мира познания руководили к.мед.н. Пирлик Г.П. и к.психол.н. Федосеева А.М. Исследовательское, художественно-творческое путешествие по всем мирам детства завершилось награждением тех участников, доклады которых в этот день были наиболее яркими, показательными и завершенным. Перечислить всех, к сожалению, не получается. Для общего понимания разнообразия подходов к изучению мира детства назову только некоторые: Караяниди Ксения, Тонких Ирина «Формирование речи младших школьников посредством художественно-творческой деятельности», Першина Ольга, Кайгородцев Иван, Ониськов Глеб «Методика изучения алфавита с помощью индивидуального окрашивания букв в разные цвета для детей 5-6 лет», Степкина Алла, Сонкина Анастасия, Кушлянская Елизавета«Художественный образ эмоций в работах детей дошкольного возраста», Леонидова Анастасия, Сюкеев Руслан «Формирование гендерной идентичности в художественной и игровой деятельности», Смирнова Яна, Асташева Мария «Средовые факторы развития дошкольников», Рудницкий Даниил «Формирование образного мышления детей средствами интеграции шрифтовой графики и музыки», Хисамутдинова Диана, Лифанова Карина «Воздействие художественного творчества на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста», Абрамова Алёна «Сравнительный анализ свойств внимания детей 2 и 4 классов», Борисова Анна Ивановна (аспирантура) «От младшего школьника к младшему подростку. Обучение изобразительному искусству с опорой на доминирующее полушарие мозга», Асташенкова Дарья«Технологии популяризации музыкального искусства как профессиональной области знаний педагога-музыканта (на примере работы с детьми и родителями учащихся в условиях культурно-просветительской практики)», Самсонова Елена (магистрантка) «Эмоциональное состояние студентов, будущих преподавателей изо», Неласова Наталия «Взаимодействие педагога и младшего школьника», Бабак Евгения «Особенности междисциплинарного подхода к исследованию педагогом-музыкантом возрастных особенностей детей (на материалах учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков)», Широнин Дмитрий «Сложности совместного творчества дошкольников», Ковалева Светлана Васильевна «Психолого-педагогические условия формирования картины мира детей на материале колыбельных» …. И многие другие молодые исследователи-практики. Еще более значимы те перспективы, которые были обнаружены, тот потенциал, который был актуализированный и обязательно получит свое развитие. Поэтому, всем участникам , организаторам, педагогам, руководителям подразделений выражаем благодарность за радость открытия, общения, перспективы и возможности первого, уверены, не последнего, а теперь ежегодного и международного Фестиваля-конференции Мир детства в науке, искусстве и практике.
Научный руководитель проекта, д.психол.н.,
профессор кафедры психологической антропологии
И.В. Лопаткова