3 и 4 июля в Омском государственном педагогическом университете прошли курсы повышения квалификации «Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями, и оказание им информационно-методической помощи (обучение специалистов организаций, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи и реализующих информационно-просветительскую поддержку родителей)». Программа была разработана высококвалифицированными специалистами Института детства МПГУ.
200 специалистов из различных регионов России (Омской, Новосибирской, Кемеровской, Амурской областей, Республики Алтай, а также Забайкальского края и Красноярского края) повысили свою квалификацию в ОмГПУ. В числе слушателей курсов – руководители дошкольных учреждений, начальники отделов по реализации коррекционно-развивающих программ, директора центров инклюзивного образования, руководящий и профессорско-преподавательский состав вузов, юристы, а также учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, олигофренопедагоги, воспитатели, методисты образовательных организаций, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования и иные специалисты. Все они являются победителями национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка семей, имеющих детей».
Организаторами мероприятия являются Министерство просвещения Российской Федерации и Московский педагогический государственный университет. Программа ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов, способных на высоком профессиональном уровне предоставлять родителям психолого-педагогическую, методическую, консультативную помощь по различным вопросам, касающимся обучения и воспитания детей. В ОмГПУ ответственным за проведение курсов повышения квалификации выступил факультет начального, дошкольного и специального образования.
«Для меня подобные курсы повышения квалификации – прежде всего бесценный практический опыт в области инклюзивного образования. Надеюсь, что практическим разработкам будет уделено особое внимание: хочется узнать, как применять те или иные методы в психологическом консультировании. Также интересен опыт реализации законодательной базы: законов, постановлений, нормативно-правовых актов, касающихся продвижения инклюзивных процессов в соседних регионах», – поделилась член Общественной организации детей с ограниченными возможностями, юрисконсульт Амурского института развития образования Мария Олеговна Чекачева.
В рамках обучения специалисты Сибири и Дальнего Востока посетили лекции, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, тренинги, консультации. Коллектив ОмГПУ познакомил слушателей курсов с современными достижениями науки и поделился опытом решения следующих проблемных вопросов:
- организация семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
- направления и содержание консультирования родителей школьников, находящихся на семейном обучении;
- алгоритмы действий граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- направления и содержание консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью;
- особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением.
«Этот курс дает мне возможность узнать новое о помощи родителям, которые воспитывают ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В диалоге, который происходит на круглых столах и мастер-классах, подробно раскрываются особенности, потребности семей, в которых растет и развивается особый ребенок. Эти знания помогут нам быть более мобильными и замотивируют на дальнейший профессиональный рост», – рассказала выпускница ОмГПУ, учитель-дефектолог Центра психолого-медико-социального сопровождения (Республика Алтай) Наталья Анатольевна Бессонова.
«Я получила много полезной информации о том, как нужно правильно консультировать родителей по вопросам, связанным с домашним обучением детей с ОВЗ. Такие консультации очень востребованы в настоящее время: родители заинтересованы в социальной адаптации своих детей, находящихся на домашнем обучении, поэтому я рассказываю родителям о правах их детей, возможностях и перспективах», – поделилась педагог дополнительного образования Центра детского творчества (г. Калачинск, Омская область) Ирина Сергеевна Мирнова.
Добавим, что старт программе был дан в Нижнем Новгороде силами квалифицированных специалистов Института детства Московского педагогического государственного университета, а завершится мероприятие в Москве на базе Московского государственного педагогического университета.