Ректор МПГУ Алексей Семенов подводит итоги обсуждения ситуации в 57-й московской школе.
Проблема возникновения эмоциональной привязанности ученика к учителю, которая в подростковом возрасте легко может окрашиваться сексуально, – вечна. Особенно острой она становится, когда оба – неординарны, талантливы, живут сложной и напряженной духовной жизнью. Сегодня ситуация еще обострилась. Дети сейчас более эмоциональные, их психика более подвижна: внимательный взгляд, прикосновение, слишком раскованное, «молодежное» поведение могут вызвать сильную реакцию подростка.
Интенсивное обсуждение ситуации в конкретной школе показывают важность проблемы. Неправильно пытаться нам сейчас установить, «что было на самом деле» на основании этого обсуждения, где реальные события и обстоятельства перемежаются с детскими страхами, обидами и фантазиями и окрашиваются ими. Если в обществе возникает обвинение в преступлении, правонарушении, то единственным корректным способом подтвердить, опровергнуть, или признать не доказанным обвинение, является судебное разбирательство.
Какие подходы возможны для решения этой проблемы?
Безусловно, основная роль в решении проблемы – это роль учителя. Об этом говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Каждый из учителей должен давать обет хранить высокую нравственную чистоту жизни, святость брака, быть примером для подрастающего поколения… это должна быть своего рода клятва Гиппократа».
Традиционные конфессии могут сыграть важную роль в духовно-нравственном воспитании. Но и школа обязана найти свои способы воспитания детей, помощи им в сбалансированном духовном, эмоциональном, физиологическом взрослении. Наши курсы религиозных культур и светской этики, безопасности жизнедеятельности должны в обсуждаемых вопросах доходить до души ребенка. Принципиальная трудность здесь в том, что государство, общество и семья изменились, перестали быть авторитарным, а школы пытаются оставаться авторитарными. Школы должны искать новые методы воспитания детей, формирования их системы ценностей, не строящиеся на авторитарной модели.
Сегодня мы более серьезно подходим к подготовке будущих учителей, считая, что в школу должны идти лучшие выпускники педагогического образования. Мы меняем взаимоотношение педагогического вуза и школы: главное для нас – потребности ребенка, нужды школы. Сегодня наши студенты много проводят времени в детских садах, школах, домах творчества, скоро они станут вожатыми Российского движения школьников, они – участники волонтерских организаций. Их опыт взаимодействия с детьми, наблюдения за ними в разных ситуациях формирует у студентов мотивацию для освоения психолого-педагогических дисциплин, для самовоспитания.
Наряду с «клятвой», о которой мы говорили выше, для наших студентов и для работающих учителей нужны и технологические приемы и стереотипы, обеспечивающие безопасность в обсуждаемом нами смысле не переходить границы дозволенного, не вторгаться в личное пространство другого, особенно подростка. Еще недавно многие смеялись над рассказами о зарубежных офисах и университетах, где возникали обвинения в «домогательствах». Но «там у них» это привело и к возникновению кодов поведения, массовых привычек «переходить улицу по сигналу светофора» и «только по пешеходному переходу», в ситуации личных отношений. Сейчас мы интенсифицируем и расширяем нашу работу по формированию профессиональных приемов и привычек у наших студентов. Они должны учитываться и в методиках аттестации учителей, которые мы разрабатываем.
Материал был подготовлен по заказу газеты “Коммерсант”, однако не был опубликован по независящим от автора обстоятельствам.