25 февраля 2015 года в ГБОУ Школа № 626 им. Н.И. Сац СП «Нагорное» г. Москвы для обучающихся 5-8-х классов состоялась интерактивная социально направленная игра «Непознанный мир».
Организатором игры выступил ГБОУ Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Благо» г. Москвы. Проект был разработан специалистами Центра «Благо» под руководством Е.В. Кулаковой, профессора кафедры сурдопедагогики Института детства МПГУ.
В подготовке и проведении мероприятия активно участвовали студенты кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики дефектологического факультета Института детства МПГУ 307 группы (Вагина Наталья, Голубева Екатерина, Мешковская Анастасия), 207 группы (Волкова Ксения, Дедкова Анастасия, Лемехова Виктория, Лусникова Елизавета, Кузнецова Елизавета, Мазаев Павел, Моисеева Екатерина) и 215 группы (Басараб Татьяна, Кузьмина Ольга, Савельева Анастасия).
Целью игры было познакомить школьников с миром людей, которые имеют нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и показать, что их ограниченные возможности не являются препятствием в преодолении жизненных барьеров и преград и они могут становиться такими же как все, жить вместе или рядом с нами.
В игре приняли участие 206 путешественников по Непознанному миру 5-8 классов, 12 педагогов школы.
Игра началась с общей линейки в актовом зале, на котором присутствовали все участники проекта. Ребят поприветствовали организаторы игры из Центра «Благо», а студенты – волонтеры отделения сурдопедагогики Института детства МПГУ – «спели» песню на русском жестовом языке «Дорогою добра», солировал Павел Мазаев.
Мероприятие проходило в заранее подготовленном помещении – актовом зале и двух оборудованных для игры классах. Преобразившиеся в сказочную страну помещения были разделены на отдельные территории – «Острова», «Таинственный грот» и «Риф-лабиринт». На островах «местные жители» рассказывали «путешественникам» о людях-инвалидах, их особенностях и возможностях, а также предлагали поучаствовать в небольшой игре, в которой ребята могли почувствовать, как непросто человеку с нарушениями зрения писать и читать, слуха – общаться с окружающими, опорно-двигательного аппарата – управлять коляской. В Таинственном гроте школьники просматривали фрагменты видеороликов о победивших болезнь и преодолевших себя молодых людях. Риф-лабиринт позволял попробовать учащимся с закрытыми глазами пройти по дорожке с препятствиями, используя специальную трость в качестве вспомогательного средства.
В путешествии ребят сопровождали «штурманы»-студенты, которые активизировали школьников, вместе с ними участвовали в играх и отмечали в маршрутном листе пройденные пункты.
В сценарий игры был включен и «свободный микрофон» – перед началом и после игры школьники отвечали на вопросы, могли высказаться о своих впечатлениях, поделиться мыслями и чувствами. После прохождения маршрута «свободный микрофон» превращался в «малодоступный» – ребята переполнялись эмоциями, хотели высказаться.
На протяжении всей игры дети активно включались в процесс выполнения заданий, задавали огромное количество вопросов и с интересом овладевали специальными техниками общения и жизнедеятельности различных групп людей с ограниченными возможностями здоровья. Игра не оставила равнодушными и педагогов, которые наравне с воспитанниками проходили маршрут.
После завершения маршрута классу вручался сертификат.
В реализации проекта «Непознанный мир» огромную помощь оказали студенты-волонтеры Института Детства МПГУ. Студенты проявили искреннюю заинтересованность во взаимодействии с обучающимися, педагогам школы, специалистами Центра «Благо», внесли огромный вклад в организацию и проведение игры.
Эмоциональные высказывания учащихся, их вопросы о людях с ограниченными возможностями здоровья, интерес к затронутой в игре проблеме – все это свидетельствует о том, что цель проекта достигнута. Ребята задумались о проблемах людей – инвалидов, а это значит, при встрече школьники обратят на них внимание и не пройдут мимо, подадут руку помощи, примут в свой круг общения и сделают первыми шаг навстречу. А студенты получили бесценный профессиональный опыт взаимодействия со школьниками и педагогами.