Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Ушел из жизни Николай Дмитриевич Никандров

Новости МПГУ

11 октября 2024 г. ушел из жизни академик, президент РАО (1997-2013), заведующий общеуниверситетской кафедры педагогики (2001-2012), Член Попечительского совета МПГУ Николай Дмитриевич Никандров.

Родился в Ленинграде в октябре 1936 года. Окончил мужскую среднею школу № 30 Василеостровского района города Ленинграда, был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

После окончания в 1959 г. филологического факультета Ленинградского государственного университета Николай Дмитриевич начал педагогическую деятельность учителем французского языка в одной из школ Василеостровского района Ленинграда. С августа 1961 г. он работал в системе высшего образования, обладая выдающимися лингвистическими способностями, преподавал иностранные языки в ряде институтов. Постепенно выкристаллизовывалась направленность исследовательского поиска молодого ученого. Владение многими иностранными языками предопределило сферу научных интересов Николая Дмитриевича: сравнительно – педагогические исследования.

Происходящая в 60-е годы модернизация советского высшего образования остро нуждалась в исследованиях, анализирующих подходы к образовательному процессу в системе высшего образования в передовых странах Западной Европы и США. Начав исследования по актуальной проблематике программированного обучения в педагогике капиталистических стран и защитив в 1967 г. на эту тему кандидатскую диссертацию, Н.Д. Никандров затем кардинально расширяет спектр и объем исследований. В центре внимания ученого, заведующего кафедрой высшей школы ЛГПИ им. А. И. Герцена (тогда самого молодого заведующего педагогической кафедрой в СССР) оказываются вопросы теории обучения в педагогике зарубежной высшей школы. Итогом напряженного творческого научного поиска стала защита Н.Д. Никандровым в 1973 г. (в возрасте 36 лет!) докторской диссертации «Проблемы буржуазной дидактики высшей школы» и последующая за этим публикация фундаментальной монографии «Современная высшая школа капиталистических стран. Основные вопросы дидактики». В этот же период Н.Д. Никандровым создается комплекс учебных пособий для высшего педагогического образования: «Педагогика высшей школы», «Организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте», «Введение в специальность» и др.

С 1983 г. Н.Д. Никандров работает в Москве. Сначала он заведует лабораторией методологии педагогики НИИ общей педагогики АПН СССР, а затем занимает ответственную должность заместителя директора института по научной работе. Так началась его научно – исследовательская и административно-организационная деятельность, связанная с Академией педагогических наук СССР (ныне Российская академия образования). В 1980-е годы происходит существенное расширение спектра научной деятельности ученого. Продолжая активно разрабатывать проблемы современной зарубежной педагогики, Н. Д. Никандров все более значительное внимание уделяет проблемам отечественного педагогического образования. Итогом цикла научных статей стала обстоятельная монография «Педагогическое творчество» (1990), созданная им в соавторстве с талантливым ученым и другом Виктором Абрамовичем Кан-Каликом. Эта замечательная книга стала настольной для всех преподавателей педагогических дисциплин.

90-е годы в жизни Николая Дмитриевича, как и в жизни нашей страны, стали судьбоносными. В 1990 г. его избирают действительным членом (академиком) Академии педагогических наук СССР. Он работает на ответственных должностях в Президиуме Российской академии образования: сначала исполняет обязанности Главного ученого секретаря, затем становится вице-президентом Академии (1992–1997), а в октябре 1997 г. Н.Д. Никандрова избирают Президентом Российской академии образования. На этом высоком и чрезвычайно ответственном посту Николай Дмитриевич трудился 16 лет (это второй по длительности период президентства в истории Академии).

Главным достижением деятельности Н.Д. Никандрова как Президента Академии стало то, что она действительно стала Академией образования: осуществлявшиеся исследования охватили всю систему образования – от дошкольного до постдипломного и системы повышения квалификации. Н.Д. Никандров внес значительный вклад в осуществление органичной и плодотворной совместной деятельности Российской академии образования и Русской православной церкви, в создание и научно-методического обеспечения преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики в школе».

Несмотря на сложные государственные обязанности, Николай Дмитриевич плодотворно занимался все эти годы научной деятельностью. Как искренний патриот России Н.Д. Никандров обращается к наиболее сложным проблемам трансформирующегося общества, связанным с социализацией и воспитанием молодежи. В процессе научного поиска Николай Дмитриевич подвергает системному изучению такие важнейшие категории, как цели, традиции и ценности российского образования и воспитания, национальные и общечеловеческие принципы образования. Разрабатывая в ходе своих многолетних теоретических и опытно-экспериментальных исследований проблему социокультурных оснований интегрирования образовательного пространства, Н.Д. Никандров раскрыл комплекс базовых ценностей российского общества, определив необходимые условия и возможности социализации. На основе междисциплинарного синтеза философских, социологических, политологических, психологических и педагогических подходов Н.Д. Никандров создает цикл фундаментальных трудов, в совокупности представляющих собой философию педагогики российской цивилизации: «Воспитание ценностей: российский вариант» (1996), «Россия: ценности общества на рубеже XXI века» (1997), «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий» (2000). Наряду с крупными теоретическими исследованиями, в начале ХХI века Н.Д. Никандров создал комплекс учебников для высшего педагогического образования: Основы общей педагогики (2006), История педагогики (2007, гл. редактор). Продолжались и компаративистские исследования. Н.Д. Никандров является соредактором «Международной энциклопедии образования» («Тhе International еncyclopedia of education», V. 1—12, 0xf., 1994), автором ряда публикаций по методологии сравнительно-сопоставительных исследований.

В 2014-2016 гг. Н. Д. Никандров ведет большую общественно – научную деятельность, являясь членом Президиума РАО, Ученого совета Института стратегии развития образования РАО, редакционной коллегии журнала «Педагогика», редакционных советов многих журналов. Выдающиеся заслуги Н.Д. Никандрова получили высокую оценку со стороны государственной власти, общественных и религиозных организаций: за большой вклад в развитие отечественной науки в области педагогики и образования и многолетнюю плодотворную деятельность он награжден Орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени (2011) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006); Орденом Почёта (2003); за заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1997); за заслуги в области образования, науки и подготовки квалифицированных специалистов Почётной грамотой Президента Российской Федерации (2014 );за заслуги в сфере внедрения предмета «Основы православной культуры» в средней школе Орденом Русской православной церкви святого благоверного князя Даниила Московского  I степени (2012). Н.Д. Никандров – лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования 2000 г. за цикл исследований на тему «Социокультурные основания интегрирования образовательного пространства (теоретические принципы, психолого-педагогические условия, научно-практическая модель)» для учебных заведений высшего профессионального образования.

 

11 / 10 / 2024

Показать обсуждение