14 ноября ежегодно отмечается Международный день логопеда — профессиональный праздник специалистов, помогающих как детям, так и взрослым с нарушениями речи исправлять её дефекты, говорить правильно, чётко и красиво.
Наука о патологиях речи и их лечении уходит корнями в глубокую древность — в индийских трактатах были найдены инструкции по проведению операций для лечения «заячьей губы» и «волчьей пасти» или, говоря современным языком, ― хейлопластики и уранопластики.
Упоминания о речевых нарушениях встречаются в литературе Древнего Египта, Вавилона, Китая, Палестины. Позже о различных дефектах речи писали греческие и римские авторы ― Геродот, Аристотель, Гиппократ, Гален. И уже в те времена предлагались такие методы лечения, как упражнения, массажи и полоскания.
В целом же логопедия как самостоятельная научная отрасль более или менее оформилась во второй половине XIX века. Сейчас логопедия является одним из разделов специальной педагогики и изучает причины, механизмы, симптоматику и течение нарушений речевой деятельности, а также включает систему коррекционного воздействия. Логопеды, чтобы эффективно помогать людям с речевыми трудностями, должны обладать познаниями в медицине, физиологии, неврологии, психологии.
В нашей стране о значении правильной речи говорил ещё Михаил Васильевич Ломоносов. Он придавал большое значение упражнениям, формирующим правильную и красивую речь. Существенный вклад в развитие российской педагогики и логопедии внёс Константин Дмитриевич Ушинский, предложивший корректировать детскую речь с помощью таких упражнений, как чёткое произношение звуков, тренировка внимания, заучивание песен.
Позже, в начале XX века, идеи и наработки российских учёных Льва Семёновича Выготского, Александра Романовича Лурии, Ивана Петровича Павлова и Ивана Михайловича Сеченова заложили теоретическую основу понимания речи.
В России первая кафедра психофизиологии и патологии речи была создана в 1908 году в Санкт-Петербурге ― в Психоневрологической академии. После Октябрьской революции 1917 года её перевели в Институт дошкольного воспитания, а в 1925 году кафедра обосновалась в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена.
В том же 1925-м в Москве появились курсы по логопедии для специалистов, работавших с людьми с нарушениями слуха и зрения, а также с умственной отсталостью.
В 1937 году Михаилом Ефимовичем Хватцевым был выпущен первый отечественный научно обоснованный учебник по логопедии, впоследствии ставший классической работой в области науки о дефектах речи, ― «Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ».
В 2024/25 учебном году в России количество учителей-дефектологов и логопедов, работавших с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, составило 31,2 тысячи человек, что на 11% больше, чем годом ранее.
В 1946 года в МПГУ, который в то время ещё назывался Московским государственным педагогическим университетом им. В.И. Ленина, началась подготовка логопедов, а в 1955-м была создана кафедра психопатологии и логопедии, в 2014 году приобретшая свои нынешние очертания и название — кафедра логопедии.
Специалисты кафедры логопедии Дефектологического факультета Института детства МПГУ представляют одну из сильнейших российских школ логопедии. Результаты научно-педагогической деятельности кафедры активно внедряются в практику через научно-просветительскую и информационную деятельность. Кафедра взаимодействует с организациями, ведущими работу по изучению, развитию, реабилитации и социальной адаптации людей с нарушениями речи, с вузами и научно-исследовательскими организациями как в России, так и в других странах.



