Международный день логопеда — профессиональный праздник, отмечаемый в России (а также в Белоруссии и Казахстане) ежегодно 14 ноября.
Логопеды — это педагогические работники, которые учат не только детей, но и взрослых правильно произносить различные звуки, а также исправляют прочие дефекты речи. Ну а сама логопедия как самостоятельная научная отрасль более или менее оформилась во второй половине XIX века, хотя первые попытки коррекции речевых нарушений были описаны в трудах по сурдопедагогике ещё в XVII столетии. В настоящее время логопедия является одним из разделов специальной педагогики и изучает причины, механизмы, симптоматику, и течение нарушений речевой деятельности, а также систему коррекционного воздействия. Ну и, конечно же, чтобы помогать людям с речевыми трудностями, логопеды должны обладать познаниями в медицине, физиологии, неврологии, психологии.
В России первая кафедра психофизиологии и патологии речи была образована в 1908 году в Санкт-Петербурге в Психоневрологической академии. После Октябрьской революции 1917 года её перевели в Институт дошкольного воспитания, организованный на базе Фребелевских курсов (готовивших воспитательниц для семей и детских садов по системе немецкого педагога Фридриха Фребеля), а в 1925 году кафедра обосновалась в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена.
В том же 1925 году в Москве в программах дефектологов появились курсы по логопедии, которые читали специалистам, работавшим с людьми с нарушениями слуха, зрения, а также с умственной отсталостью.
С 1946 года, тогда еще в МГПИ им. В.И. Ленина, осуществлялась подготовка логопедов, а в 1955 году была создана Кафедра психопатологии и логопедии. В 1979 году она разделилась на две — Кафедру логопедии и Кафедру анатомо-физиологических основ дефектологии. В 2014 году произошло объединение Кафедры логопедии и Кафедры русского языка и спецметодики его преподавания при сохранении названия первой из них.
Сотрудники Кафедры логопедии МПГУ — доктора и кандидаты наук — представляют одну из сильнейших российских школ логопедии. Результаты научно-педагогической деятельности кафедры широко внедряются в практику через научно-просветительскую и информационную деятельность. Кафедра активно взаимодействует с организациями, ведущими работу по изучению, образованию, развитию, реабилитации и социальной адаптации людей с нарушениями речи, с вузами и научно-исследовательскими организациями, общественными и профессиональными объединениями как в России, так и в других странах.
А вот ряд интересных фактов о речи и языках:
— В русском языке порядка 400 тысяч слов (включая диалектные), при этом для обычного бытового общения вполне достаточно просто 400.
— К наиболее сложным языкам народов России относятся: эскимосский (эти жители Крайнего Севера выделяют 63 разные формы одного глагола настоящего времени); табасаранский (на нём говорит один из народов Дагестана, он содержит 54 буквы и насчитывает, по данным различных исследователей, от 44 до 52 падежей); абазинский (язык одного из народов Карачаево-Черкессии насчитывает 71 букву, из которых гласные только шесть).
— Ребенок к году способен произносить до 10 слов, а ещё 20 у него находится в пассивном словаре — он их в целом понимает, но сам пока не использует. К трём годам дети, как правило, знают около 1 тысячи слов и произносят фразы, содержащие до пяти слов.
— Максимальное количество звуков, которое человек способен произнести за 1 секунду, — 14.
— Каждый разговор обеспечивает человеку весьма немалую физическую нагрузку — в процессе беседы задействованы порядка 100 мышц челюсти, губ, шеи и груди.
— Учёные выяснили, что нормализовать функции речи можно, массируя ладони, поскольку на кистях рук сосредоточено большое количество точек, отвечающих за улучшение деятельности артикуляционного аппарата.
Работа логопеда крайне трудна, ответственна и важна. Ведь помогая и детям, и взрослым, он тем самым не только учит их говорить «как надо», но и избавляет их от массы проблем в бытовом общении с членами семьи, при каждодневной коммуникации с другими людьми в общественных местах, при устройстве на работу или поступлении на учёбу, расширяя круг их возможностей и открывая для них новые горизонты.
Мы поздравляем логопедов и всех специалистов, помогающих людям решать речевые проблемы, желаем им огромного терпения и мира в душе, а их ученикам — великих достижений и радости от общения с окружающим миром!
Управление протокольных мероприятий