9 ноября 2025 года исполняется 140 лет со дня рождения Велимира Хлебникова — русского поэта и прозаика, одного из крупнейших представителей русского авангарда и экспериментатора в области словотворчества.
Велимир Хлебников, настоящее имя которого было Виктор Владимирович Хлебников, родился 9 ноября 1885 года в селе Малые Дербеты Астраханской губернии.
В 1904 году в санкт-петербургском издательстве «Знание», которым в то время руководил Максим Горький, попытался опубликовать свою пьесу «Елена Гордячкина», но этого так и не произошло. Примечательно, что тогда же — и по 1907 год — занимается исследованиями в области орнитологии и даже участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует научные статьи.
Значительное влияние на Хлебникова, как начинающего автора, оказала Русско-японская война 1904-1905 годов, побудившая его к поискам «основного закона времени». По этому поводу Хлебников позже писал: «Мы бросились в будущее с 1905 года».
В 1908 году Хлебников дебютировал как литератор — в журнале «Весна», выходившем в Санкт-Петербурге, было опубликовано наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника».
В 1912 году Хлебников опубликовал брошюру «Учитель и ученик» с изложением своих «законов времени». Автор, в частности, утверждал, что новые государства появляются каждые 413 лет; падения империй разделяют промежутки в 1383 года, а крупные войны, в которых врага удаётся отразить, повторяются через 951 год. В этой же работе, по сути, предсказал Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года.
В 1912-м же издал книги «Игра в аду» и «Мирсконца», написанные в соавторстве с Алексеем Кручёных, а в 1913 году вышел первый авторский поэтический сборник «Ряв!».
Летом 1917 года Хлебников путешествовал по России, посетив Киев, Харьков, Царицын и Астрахань. Последние годы жизни поэта в целом отмечены многочисленными поездками — в Баку и Персию, где он свёл знакомство с дервишами и сам стал известен среди местных жителей как «русский дервиш».
В начале 1920 года появляется поэма «Разин», каждая из примерно четырёхсот строк которой представляет собой палиндром:
Сетуй, утёс!
Утро чорту!
Мы, низари, летели Разиным.
Течёт и нежен, нежен и течёт,
Волгу див несёт, тесен вид углов…
В 1922 году Хлебников закончил «Зангези», которую сам относил к изобретённому им жанру «сверхповести» и которую тематически связал с другим своим масштабным произведением — трактатом «Доски судьбы» о «законах времени» и «звёздном языке».
Существенное место в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы — он выдвигал идею о том, что во вселенной всё подчиняется единым законам; автор пытался при помощи поэзии связать пространство и время. Хлебников не занимался наукой в строгом смысле — он писал в образах. Так, в 1921 году Хлебников в статье «Радио будущего», которая сейчас читается как предсказание цифровых технологий, описывал, как человек в Европе будет разговаривать с человеком в Америке, как концерты будут транслироваться одновременно для миллионов слушателей, как люди будут играть в шахматы на разных концах Земли. В тексте даже есть фраза о «паутине путей» в воздухе, то есть образе, который напоминает «всемирную паутину» — интернет.
В целом для творчества Хлебникова характерно стилевое своеобразие, выраженное в необычной лексике с использованием большого количества неологизмов, изобретённых самим поэтом, и намеренном нарушении норм синтаксиса.
Новации Хлебникова в области искусства оказали крайне значительное влияние как на русский, так и европейский авангард, причём не только в литературе, но также в живописи и музыке. Некоторые исследователи и вовсе считают, что без изучения наследия Хлебникова восприятие эстетики и поэтики авангарда практически невозможно.
Управление протокольных мероприятий



