5 мая 2025 года на федеральной территории «Сириус» состоялась экспертная сессия, посвященная анализу промежуточных итогов реализации пилотного проекта и определению нормативных подходов к новой модели высшего образования, с участием представителей федеральных органов власти, экспертов академического и научного сообщества. От МПГУ участвовали Тамара Михайловна Кадзоева, помощник проректора, и Алла Ивановна Акимова, заместитель начальника Учебно-методического управления.
Открывая работу сессии, Елена Владимировна Шмелева, сопредседатель рабочей группы в сфере образования при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, отметила важность обсуждения базовых принципов суверенной системы высшего образования, их взаимосвязь с запросами общества на обновление модели подготовки высококвалифицированных специалистов и задачами научно-технологического развития страны.
Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков представил участникам экспертной сессии новую модель высшего образования, принципиальное отличие которой – целостность и самодостаточность, что дает выпускникам возможность выхода на рынок труда без освоения программ магистратуры.
Не менее важная характеристика новой модели – фундаментальность образования, его практикоориентированность, гибкость программ высшего образования при соблюдении единой концепции преподавания социогуманитарных дисциплин. Кроме социогуманитарного, образовательные программы будут включать и профильное ядро, содержание которого зависит от специфики направлений подготовки.
В.Н. Фальков также представил новое видение магистратуры, которая станет отдельным уровнем профессионального образования и будет реализована в зависимости от решаемых задач как исследовательская, профессиональная или управленческая. На уровне специализированного высшего образования не исключен переход от федеральных государственных образовательных стандартов к федеральным государственным требованиям. Право разработки и реализации программ магистратуры будет предоставляться вузам, занимающим лидирующие позиции в соответствующих областях.
Также министром была озвучена задача пересмотра перечня специальностей в части его сопряжения с квалификациями, существующими в сфере труда.
Кардинальные перемены коснутся и профильных ФУМО, которые должны получить новое развитие, запустив новые механизмы работы.
В завершение выступления В.Н. Фальков отметил, что для реализации новой модели потребуется внесение изменений на законодательном уровне – соответствующая работа уже ведется, подготовлен проект изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В обсуждении выступили ректоры пилотных вузов, представив предложения по нормативному регулированию новой системы высшего образования.
МПГУ предложил учесть специфику педагогического образования в новой модели:
- закрепить в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» особый статус педагогического образования;
- включить в Закон понятие «Ядро высшего педагогического образования»;
- предоставить выпускникам высшего педагогического образования, независимо от сроков обучения (4, 5 и 6 лет), равные права при поступлении в аспирантуру без освоения программ магистратуры.
Елена Владимировна Шмелева, подводя итоги работы сессии, отметила необходимость продолжить обсуждение более детально на предстоящих мероприятиях.
В продолжение рабочей повестки 6 мая состоялась встреча с заместителем руководителя Образовательного Фонда «Талант и успех», директором научно-технологического университета «Сириус» Антоном Сергеевичем Гусевым, на которой были обсуждены актуальные вопросы участия университетов в работе со школьниками.
Представители нашего университета поделились опытом взаимодействия с регионами, создания профильных психолого-педагогических классов, Базовых школ МПГУ, использования образовательной среды университета, включая высокотехнологические площадки Технопарка и Педагогического кванториума.