1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
По данным вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, Координационный центр Правительства РФ собрал уже более 340 тысяч мнений от граждан по вопросу развития Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, утверждающее квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025/2026 учебный год. Квоты сформированы по 838 направлениям подготовки и научным специальностям, при этом по 77 из них количество целевых мест увеличено по сравнению с прошлым годом. Кроме того, на предстоящий учебный год регионы заявили о потребности по 12 новым направлениям подготовки, среди которых — «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Наносистемы и наноматериалы», «Технология изделий лёгкой промышленности», «Конструирование изделий лёгкой промышленности», а также «Регионоведение России».
По мнению врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Елены Тумаковой, базовое высшее образование должно считаться работодателями завершённым уровнем образования «без доучивания», а реформа высшего образования должна убрать необходимость в магистратуре как просто в получении диплома.
По мнению главы Минобрнауки РФ Валерия Фалькова, преподавателям вузов необходимо дать больше возможностей для повышения квалификации, чтобы они получали актуальные знания и навыки для работы со студентами. Фальков отметил, что центральными фигурами в вузах остаются студенты и преподаватели, а технологии должны упростить взаимодействие между ними.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что в 2025/2026 учебном году в вузах количество целевых мест увеличится по 80 значимым для экономики специальностям. Как обещают в Правительстве РФ, вся система образования России постепенно будет эволюционировать, чтобы отвечать на вызовы времени. В предыдущие годы была обновлена материально-техническая база 370 колледжей, построено 1,6 тысячи школ и 1,7 тысячи детских садов, более 9 тысяч исследователей обеспечены рабочими местами в молодёжных лабораториях, начали работать 50 передовых инженерных школ.
Минобрнауки РФ сократит небюджетные позиции в вузах по невостребованным направлениям — экономике, политологии, менеджменте, юриспруденции, журналистике. Их квоты перераспределят в пользу технических, инженерных и ИТ-специальностей. Изменения планируются на 2026 год.
По данным Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), количество частных вузов сократилось после начала оптимизации системы высшего образования в 2008 году. Так, с 2017 года по 2023 год сокращение составило 90 единиц, в результате чего количество негосударственных вузов уменьшилось на 21%, а их филиалов — на 39%. При этом особенно сильно сократилась сеть негосударственных вузов в Дальневосточном федеральном округе (в два раза), а также на в Уральском и Сибирском федеральных округах (на треть).
По мнению экспертов, опрошенных федеральным изданием «Известия», граждане всё больше заинтересованы в получении высшего образования в частных вузах — базовые университетские программы не всегда справляются с новыми требованиями работодателей. Кроме того, эксперты отметили, что компании нуждаются в узкоспециализированных кадрах, которым не требуется дообучение на рабочем месте, а Болонская система, от которой планируется отказаться в 2026 году, фокусируется в основном на базовых знаниях, а государственные образовательные учреждения пока не дают студентам необходимой практики.
По мнению ректора Университета «Синергия», председателя правления Ассоциации негосударственного образования (АсНОбр) Артёма Васильева, консолидация добросовестных частных вузов и вступление их в единую ассоциацию негосударственного сектора образования помогут наладить саморегуляцию отрасли.
В Госдуме РФ предложили Правительству РФ рекомендовать при разработке Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года предусмотреть оптимизацию сроков и обеспечение ускоренной подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Госдума РФ по итогам правительственного часа с участием глав Минпросвещения и Минобрнауки РФ Сергея Кравцова и Валерия Фалькова приняла постановление, согласно которому подходы к системе оплаты труда школьных педагогов необходимо усовершенствовать, предусмотрев единые оклады и стимулирующие выплаты, а также гранты и адресную поддержку. Кроме того, согласно документу, Правительству РФ следует продумать возможность предоставления учителям поддержки, включая льготное ипотечное кредитование, и дополнительные правовые механизмы защиты от физического и психологического воздействия со стороны детей и их родителей, в том числе в интернете.
Зампред Профессионального союза работников народного образования и науки РФ (Общероссийский профсоюз образования) Михаил Авдеенко отметил, что в настоящее время основной проблемой в части бюрократической нагрузки на педагогов является электронная отчётность, в том числе чаты учителей с участниками образовательного процесса. Авдеенко призвал не забывать, что отчётность — только дополнительная часть работы педагогов, а их основная работа — реализовывать образовательные программы и заниматься воспитанием.
В Минюсте РФ зарегистрирован приказ Минпросвещения РФ, вносящий изменения в федеральные программы начального, основного и среднего образования, вступающие в силу с 1 сентября 2025 года. Главная поправка — предмет «Обществознание» сохраняется на 2025/2026 учебный год в программе 8-го класса. Весной 2024 года вышел приказ, утверждающий изучение предмета «Обществознание» с 9-го класса, а не с 6-го, как раньше. Но в Минпросвещения РФ сделали шаг назад, оставив на подготовку к переменам ещё год.
По мнению председатель партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева, в историческую акцию «Диктант победы» необходимо включить события не только Великой Отечественной войны, но и Специальной военной операции (СВО).
Госдума РФ рекомендовала регионам вовлекать участников Специальной военной операции (СВО) в воспитательную работу в школах и лагерях. Как именно губернаторы должны привлекать военных к работе с детьми, в документе не уточняется.
Фракция КПРФ в Госдуме РФ рекомендовала Минпросвещения РФ провести в школах в рамках уроков «Разговоры о важном» цикл занятий на тему вреда вейпов. Авторы обращения предложили объяснить детям опасность увлечения вейпами на основе программы телевизионного ведущего Андрея Малахова «Опасное увлечение: пар-убийца губит подростков».
Рособрнадзор опубликовал проект приказа, согласно которому детям мигрантов для успешного прохождения тестирования по русскому языку достаточно будет получить оценку «удовлетворительно» (3 балла). В ведомстве уточнили, что данная оценка будет подтверждать соответствие уровня владения русским языком требованиям в необходимом объёме для поступления в учреждение общего образования.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что задания для экзамена по русскому языку для детей мигрантов, которые хотят учиться в российских школах, будут разработаны специальной комиссией к середине марта 2025 года. В состав комиссии войдут ведущие эксперты из научных организаций, вузов, школ, а также эксперты в области русского языка как иностранного и психологии.
В Рособрнадзоре сообщили, что в экзамены для детей мигрантов на знание русского языка будут включены разделы «Чтение», «Письмо», «Грамматика», «Лексика», а также «Говорение» и «Слушание».
МВД РФ разработало законопроект, согласно которому полиция и образовательные учреждения будут обмениваться информацией о детях мигрантов. Министерство будет передавать школам и колледжам списки таких детей, поставленных на миграционный учет, а образовательные учреждения сообщат министерству об их приёме или отчислении. По мнению авторов инициативы, это необходимо для последующей адаптации и интеграции детей мигрантов в российское общество.
Минпросвещения РФ совместно с медицинскими учреждениями разрабатывает лечебное и диетическое меню для школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сообщил первый замглавы министерства Александра Бугаев. По его данным, в настоящее время бесплатное горячее питание получают около 550 тысяч детей с ОВЗ, но для 30 тысяч из них текущий формат питания не подходит.
Замдиректора Департамента государственной политики в сфере воспитания Минпросвещения РФ Владимир Кикнадзе сообщил, что в России всё чаще присваивают школам имена участников Специальной военной операции (СВО). Кикнадзе уточнил, что в настоящее время более 10 тысячам школ присвоены имена защитников Отечества: более 2,5 тысячи — Героев Советского Союза, около 1 тысячи — героев Великой Отечественной войны, 511 из них — Героев России, более 190 — героев СВО, 124 — героев боевых действий в Афганистане.
В Минпросвещения РФ сообщили, что в общей сложности дети осваивают 76 родных языков. В организациях дополнительного образования 78 тысяч детей изучают 38 родных языков, а в детских садах и дошкольных группах 359 тысяч детей изучают 46 родных языков. Для обучения дошкольников применяются полилингвальные модели образования, что позволяет ребятам овладевать одновременно двумя языками — родным и русским.
2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
В Министерстве образования и науки Татарстана сообщили, что во всех школах региона в целях адаптации детей мигрантов планируется проводить индивидуальные консультации для каждого такого ребёнка и его родителей.
Правительство Кировской области предусмотрело премии для учителей, выпускники которых поступили в вуз или организацию среднего профессионального образования (СПО) на территории региона, а также вернулись в регион и трудоустроились после завершения обучения в ведущих российских вузах.
По данным главы Министерства образования Новосибирской области Марии Жафяровой, в общеобразовательных школах региона сеть кадетских классов расширилась за пять лет в два раза — в 14 муниципалитетах функционирует 116 таких классов.
Минпросвещения РФ планирует с 1 сентября 2025 года дополнить учебный курс истории модулем «История нашего края. Республика Саха (Якутия)», включив в него «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Учебники для данного курса разработаны при участии учёных Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИ и ПМНС СО РАН), Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ) и ведущих учителей истории школ региона.
3. НОВОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Министерство образования и профессиональной подготовки Вьетнама сообщило, что РФ предоставила республике 1 тысячу стипендий для обучения вьетнамских студентов в российских вузах в 2025/2026 академическом году. Предлагаемые на выбор программы обучения включают получение высшего образования, обучение в магистратуре, аспирантуре и прохождение профессиональной стажировки. По данным министерства, Россия лидирует среди иностранных государств по количеству предоставленных Вьетнаму в 2025 году таких стипендий. За Россией следуют Венгрия, Лаос и Китай.
Замглавы Минпросвещения РФ Андрей Корнеев сообщил, что Россия и ОАЭ активно сотрудничают в сфере образования и стремятся к взаимному укреплению позиций русского языка в ОАЭ и арабского языка в России.
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ) открыл Центр русского языка в Аддис-Абебе (Эфиопия). Проект реализован при поддержке Минобрнауки РФ и Россотрудничества. Глава Министерства международных и межрегиональных связей Нижегородской области Ольга Гусева отметила, что регион видит в африканских странах перспективного партнёра в образовательной и торгово-экономической сферах.
В Госдуму РФ внесён законопроект, разработанный Правительством РФ, о согласовании с ФСБ РФ научного сотрудничества с иностранцами. Документ касается утверждения перечня направлений научной и научно-технической деятельности, а также экспериментальных разработок, участие в которых иностранцев станет возможно только по согласованию с ФСБ РФ. Как указано в пояснительной записке, при этом документ не будет нарушать свободу научного творчества и создавать препятствия для занятия научной деятельностью.
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков отметил, что Россия всегда была открыта к международному сотрудничеству в сфере исследований, а что касается перспектив восстановления научных контактов с США, то торопиться в данном вопросе не стоит.
4. НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
В Фонде гуманитарных проектов (ФГП) сообщили, что в феврале 2025 года начнёт работу второй мобильный исторический парк (автопоезд) «Россия — моя история», приуроченный к 80-летию Победы и Году защитника Отечества: особая часть экспозиции будет отведена героической борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. В ФГП уточнили, что в составе автопоезда — лекторий с кинозалом и два вагона с интерактивной экспозицией, посвящённой истории нашей страны от создания Руси до XXI века.
По словам научного директора Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаила Мягкова, три года, прошедшие с начала Специальной военной операции (СВО), позволили переосмыслить историю украинского вопроса, что было отражено в новых пособиях РВИО. В данных материалах рассматривается история русских земель, до 1991 года входивших в состав УССР, и выявляются предпосылки, обеспечившие начало СВО.
5. ДРУГИЕ ТЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко отметил, что за последние пять лет более 2 тысяч человек участвовали в международных трудовых проектах Российских студенческих отрядов (РСО) в строительном направлении. В настоящее время они работают как в России, так и за рубежом — в частности, в Венгрии, Бангладеш, Турции, Египте.
Депутаты Госдумы РФ планируют предложить Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти рекомендовать проработать внесение изменений в федеральный закон об образовании в части борьбы с буллингом и его профилактики. При этом среди рекомендаций омбудсмену — реализовать просветительские проекты среди населения, прежде всего среди молодёжи и жителей труднодоступных, отдалённых и сельских местностей.
Управление протокольных мероприятий