1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
🟢 В Минобрнауки РФ сообщили, что проектируется поэтапное включение искусственного интеллекта (ИИ) в образовательный процесс, будет сформирован каталог наиболее эффективных практик использования ИИ в системе высшего образования и выработаны рекомендации по внедрению инструментов ИИ. В министерстве уточнили, что для обеспечения внедрения технологий ИИ прорабатывается возможность создания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на базе Национальной исследовательской компьютерной сети (НИКС).
🟢 Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков сообщил, что регулирование платного приёма в вузы не затронет дефицитные направления и социально значимые специальности, к которым относятся, в частности, «Образование и педагогические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Клиническая психология».
🟢 По данным замглавы Минобрнауки РФ Ольги Петровой, почти каждый второй абитуриент вузов имеет личную книжку волонтёра. Петрова отметила, что у студентов ценность волонтёрства настолько сильно выражена и понимаема, что есть очень большой запрос на то, чтобы делать добрые дела на постоянной основе.
🟢 Система «Антиплагиат» в январе-сентябре 2025 года совершила 7 миллионов проверок по 2 миллионам работ студентов и выявила, что доля работ с признаками использования искусственного интеллекта (ИИ) составила 24%, в то время как в 2024 году этот показатель равнялся 17,8%, в 2023 году — 5,3%. Анализ показал, что студенты стали реже копировать готовые тексты и чаще обращаться к ИИ за редактированием. «Антиплагиат» в 2025 году выявил более 56 миллионов страниц с заимствованиями из открытых источников или 21,7% от всех проверенных. В 2024 году доля заимствований составляла 30%, в 2023 году — 28,9%.
🟢 Замглавы Правительства РФ Дмитрий Чернышенко сообщил, что федеральный проект «Профессионалитет» национального проекта «Молодёжь и дети» объединил 1,5 тысячи образовательных организаций и 2,5 тысячи компаний-работодателей.
🟢 По данным директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Виктора Неумывакина, доля выпускников 9-х классов, сдававших в рамках эксперимента по упрощению ОГЭ только два экзамена вместо четырёх и поступивших в учреждения среднего профессионального образования (СПО) на бюджет, составила 98%. Неумывакин отметил, что некоторые школьники, не поступившие в колледжи, решили досдать два экзамена осенью и пойти в 10-й класс, другие вышли на работу и планируют вернуться к обучению позже, третьи выбрали службу в армии.
🟢 В Минпросвещения РФ, комментируя предложение о введении в школах 12-летнего обучения, заявили, что нынешняя образовательная система позволяет обеспечить эффективное освоение учебных материалов школьниками разных возрастов, любая новая инициатива должна проходить тщательное обсуждение и учитывать мнения учителей, родителей и учащихся, а также возможные риски. Ранее замглавы Общественной палаты РФ Владислав Гриб предложил перейти с 11-летнего на 12-летнее обучение в школах и принимать детей на обучение с шести лет.
🟢 Директор Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения РФ Александр Реут сообщил, что министерство планирует проводить мониторинг обеспеченности школ учебниками в начале каждого учебного года. Реут отметил, что результаты такого мониторинга позволили министерству сформировать график как подготовки учебников, так и их введения в образовательный процесс.
🟢 Директор Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения РФ Александр Реут сообщил, что в планах министерства стоит подготовка всех единых учебников для школ к 2030 году, закупка для всех школ — к 2032 году. Некоторые сроки готовности учебников: 2026 год — учебники по русскому языку для 1-11-х классов, учебники по естественно-научным предметам для 10-11-х классов (физике, химии, биологии); 2029 год — учебники по физической культуре для 1-11-х классов, учебники по иностранному языку для 5-11-х классов.
🟢 Директор Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения РФ Александр Реут сообщил, что ученики 9-10-х классов получат новый учебник по обществознанию в 2026/27 учебном году. Реут добавил, что работа над новыми учебниками по истории завершена — они появятся во всех школах с 1 сентября 2026 года.
🟢 Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов продемонстрировал в Совфеде РФ макеты новых единых учебников по обществознанию для 10-11-х классов, передает корреспондент РИА Новости. На проекте обложки для 10-го класса изображен памятник «Рабочий и колхозница», а также достопримечательности разных российских городов, а на проекте обложки для 11-го класса — фонтан «Дружба народов» на ВДНХ в Москве, а также достопримечательности Калининграда, Казани и Владивостока.
🟢 Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов предложил регулировать и контролировать выпуск школьных учебных пособий, так как они — наравне с учебниками — играют важную роль в воспитании детей. Кравцов обратил внимание на то, что с учебниками порядок наводится, а пособия практически не регулируются.
🟢 Начальник Нормативно-методического управления Института содержания и методов обучения им. В.С. Лежнёва (ИСМО) Сергей Пепеляев сообщил, что запрет для учителей задавать на дом непройденный материал уже действует в рамках федерального законодательства. Ранее депутаты Госдумы РФ Сардана Авксентьева, Владислав Даванков и Антон Ткачёв (все — «Новые люди») предложили главе Минпросвещения РФ Сергею Кравцову запретить учителям задавать на дом непройденный материал.
🟢 Первый замглавы Минпросвещения РФ Александр Бугаев сообщил, что педагогам-предметникам будет необходимо пройти курсы повышения квалификации для преподавания в школах внеурочного курса «Моя семья». Бугаев отметил, что любой предмет развивается, поэтому на определённом этапе, возможно, потребуется более детальная и профильная подготовка педагогических вузов.
🟢 Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов поддержал инициативу главы Минспорта РФ Михаила Дегтярёва о включении в школьную программу по физической культуре двух новых дисциплин — лыжных гонок и фиджитал-спорта.
🟢 В Правительстве РФ сообщили, что Минпросвещения и Минспорт РФ проработают возможность открытия школьной спортивной инфраструктуры для всех желающих, но с учётом требований безопасности.
🟢 Генеральный директор Президентской платформы «Россия — страна возможностей», ректор Мастерской управления «Сенеж» Андрей Бетин сообщил, что новый норматив технологической грамотности ТехноГТО «Искусственный интеллект» начал работу, став 12-м направлением для сдачи. Бетин выразил уверенность, что норматив привлечёт талантливых студентов и школьников, увлечённых современными технологиями и готовых к новым знаниями и навыкам.
2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
🟢 По данным вице-губернатора Московской области Людмилы Болатаевой, в 2025 году, по сравнению с 2024 годом, в школах региона количество предпрофессиональных классов увеличилось на 42% и составляет 2,4 тысячи. Болатаева уточнила, что на их базе школьники изучают профильные предметы и получают практические навыки — от 3D-моделирования и робототехники до биоинженерии и управления дронами, а обучение проходит вместе с вузами, колледжами и индустриальными партнёрами.
🟢 В Министерстве образования Московской области сообщили, что в национальном мессенджере MAX стал доступен голосовой помощник «Соня» в формате чат-бота, разработанный командой образовательной платформы «Учи.ru» при участии учителей начальных классов и методистов. Проект создан для учеников начальной школы, их родителей и учителей и помогает детям лучше понимать учебные темы и изучать новое в безопасной цифровой среде. «Соня» запущена в пилотном режиме — её возможности тестируют учащиеся и педагоги 10 школ региона.
3. НОВОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
🟢 Посол РФ в Таиланде Евгений Томихин сообщил, что детям граждан России в стране доступно обучение в четырёх общеобразовательных школах, где занятия ведутся по российской программе. Томихин уточнил, что в Таиланде на длительной основе пребывают порядка 50 тысяч россиян.
🟢 В Сенате Узбекистана сообщили, что в стране действуют филиалы 14 ведущих российских вузов, в которых обучаются более 20 тысяч студентов.
4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
🟢 В Москве на Гоголевском бульваре открылась выставка Российского военно-исторического общества (РВИО) «Десять веков польской русофобии». На 32 стендах уличной экспозиции представлены архивные фотографии и документы, рассказывающие о русофобии в Польше. Научный директор РВИО Михаил Мягков отметил, что экспозиция начинается с древних времён, но основное внимание обращено на XX и начало XXI века, большая часть экспозиции посвящена событиям Второй мировой войны.
5. НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
🟢 Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) Виктор Садовничий сообщил, что Российско-китайский институт фундаментальных исследований, созданный МГУ и Пекинским университетом, в 2026 году организует первые научные конференции. Садовничий также сообщил, что Министерство образования Китая уже выделило средства на финансирование этого проекта до 2030 года.
🟢 В Минобрнауки РФ сообщили, что в 2025 году звание «Посол российского образования и науки» присвоено представителям образовательного и научного сообщества из 11 стран — Вьетнама, Индии, Китая, Монголии, Конго, Мали, Намибии, Уганды, Сенегала, Шри-Ланки и Колумбии. В министерстве уточнили, что в 2023-2024 годах такие звания получили первые 24 посла, которые за два года приняли участие в более чем 100 научно-образовательных, молодёжных и культурно-просветительских мероприятиях в странах СНГ, Азии и Африки.
6. ДРУГИЕ ТЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ, А ТАКЖЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
🟢 Сотрудники Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) издали первую книгу о рисках современного родительства. В ней, в частности, идёт речь о склонных к эмоциональному выгоранию семьях, воспитывающих детей с особенностями развития. Авторы отмечают, что это одно из первых исследований, где системно рассмотрены риски, мешающие формированию ответственного родительства. Книга подготовлена учёными вуза в рамках государственного задания Минпросвещения РФ.