Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко сообщил, что в бюджете 2025 года в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие РФ» средств на науку заложено на 14% больше, чем в бюджете 2024 года. Чернышенко уточнил, что основное увеличение идет по разделу «Фундаментальные научные исследования» (на 50,1 млрд рублей).
В Минпросвещения РФ сообщили, что школьники примут участие в подготовке Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года — учащиеся включены в рабочую группу «Мнение будущего». В министерстве уточнили, что среди задач группы — изучение результатов других разработчиков документа на предмет их соответствия ожиданиям учащихся.
По словам главы Минпросвещения РФ Сергея Кравцова, вопрос перехода педагогических вузов на специалитет будет проработан в рамках подготовки Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.
Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что в Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года, возможно, будет закреплено прохождение студентами педагогических вузов практики в школах и детских лагерях. Кравцов отметил важность активного включения педагогических вузов в работу по разработке документа.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Рособрнадзору совместно с ОНФ до 1 апреля 2025 года предложить систему сбора мнений педагогических работников общего, среднего профессионального и высшего образования о снижении на них бюрократической нагрузки. Мишустин отметил, что вопросы высокой бюрократической нагрузки на педагогов, а также их нехватки в ряде регионов стоят остро.
По мнению замглавы Управления информационного и документационного обеспечения Президента РФ Алексея Серегина, специальность историка-архивиста необходимо как можно скорее вернуть в систему высшего образования, так как для работы в государственных архивах необходимы фундаментальные знания в том числе в области истории.
По данным замглавы Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения РФ Владимира Кикнадзе, по профилю «Основы безопасности и защиты Родины» («ОБЗР») обучаются более 5,5 тыс. студентов на базе 31 педагогического вуза, очную переподготовку по данному предмету прошли 247 ветеранов боевых действий, в том числе 219 ветеранов СВО.
Комитет Госдумы РФ разработал проект постановления, предлагающего рекомендовать Правительству РФ проработать вопрос повышения оплаты труда педагогов, в том числе преподавателей и мастеров производственного обучения, колледжей, техникумов и училищ.
Комитет Госдумы РФ по просвещению разработал проект постановления, предлагающего рекомендовать Минпросвещения и Минфину РФ рассмотреть возможность расширения программы «Земский учитель» на учителей колледжей и техникумов.
Комитет Госдумы РФ разработал проект постановления, предлагающего рекомендовать Правительству РФ проработать механизм трудоустройства несовершеннолетних выпускников колледжей, в том числе в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
Замглавы Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Маргарита Скворцова сообщила, что студенты колледжей, обучающиеся по рабочим специальностям, получают на старте в среднем 48 тыс. рублей.
Комитет Госдумы РФ по просвещению предложил рекомендовать Минпросвещения РФ проработать вопрос об установлении в колледжах и техникумах демонстрационного экзамена в качестве обязательной формы государственной итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен проводится в условиях и на оборудовании, максимально приближенных к конкретному производству, что позволяет работодателям оценить прикладные навыки и возможности выпускников для последующего трудоустройства.
По данным главы Минпросвещения РФ Сергея Кравцова, количество студентов колледжей, обучающихся по специальностям, связанным с ИТ, за последние три года увеличилось выросло на 42% и в настоящее время составляет 376 тыс. человек.
Комитет Госдумы РФ разработал проект постановления, предлагающего рекомендовать Минпросвещения и Минфину РФ разработать программу популяризации системы среднего профессионального образования (СПО). Согласно документу, программа должна включать формирование положительного образа квалифицированного рабочего через государственные и прочие СМИ.
Родители учеников екатеринбургского лицея №110 обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о создании механизма выборов директоров общеобразовательных учреждений. Это произошло из-за недовольства работой нового директора лицея Игоря Сметанина. В обращении сообщается, что решение о смене директора лицея было принято чиновником из департамента образования, но мнение работников лицея и общественности было проигнорировано. Родители потребовали участия учителей, родителей и учащихся в процедуре назначения директоров школ и лицеев.
По мнению президента РФ Владимира Путина, в школах отчетность необходимо переводить в электронный вид. Путин отметил, что обсудит данный вопрос с вице-премьером РФ Дмитрием Чернышенко и Минпросвещения РФ.
По словам главы Минпросвещения РФ Сергея Кравцова, министерство готово рассматривать инициативы по совершенствованию ЕГЭ, главное при этом — объективность сдачи экзамена.
Глава Рособрнадзора Анзора Музаева, количество школьников, выбирающих ЕГЭ по естественно-научным предметам, должно быть увеличено, а ведомство с 2025 года будет вести статистику, сколько выпускников получили высокие баллы по данным предметам и сколько не перешло минимальные пороги.
По мнению президента РФ Владимира Путина, необходимо многое сделать для повышения интереса школьников к математике, физике и химии, в том числе и в вопросах подготовки учителей. Путин отметил, что количество школьников, сдающих экзамены по данным предметам, сокращается.
В планах Минцифры и Минпросвещения РФ — введение единого учебника по информатике. Кроме того, министерства намерены разрешить возможность получения практических знаний по цифровым технологиям на онлайн-платформах в случае нехватки учителей информатики. Глава Минцифры РФ Максут Шадаев напомнил, что компания «Яндекс» создала собственный учебник по информатике, которым в настоящее время могут пользоваться учащиеся школ.
Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, в новом учебнике по информатике, подготовка которого осуществляется в настоящее время, будут описаны, в частности, российское программное обеспечение и языки программирования. Кравцов отметил, что уже готов и проходит экспертизу в Российской академии наук (РАН) учебник по ИИ для 5-9-х классов издательства «Просвещение» (после этого он будет включён в федеральный перечень учебников для использования в школах).
Минпросвещения совместно с Минпромторгом и Минцифры РФ прорабатывает вопрос о новой олимпиаде для школьников по робототехнике и беспилотным летательным аппаратам (БПЛА).
По словам главы Совета по правам человека при Президенте РФ (СПЧ) Валерия Фадеева, молодёжь не изучает надлежащим образом географию и литературу. Он отметил, что школьники концентрируются на предметах, которые будут сдавать на ЕГЭ, из-за чего их знания по остальным предметам оказываются ниже. Фадеев выступил с инициативой по введению интегральной оценки знаний выпускников. Президент РФ Владимир Путин данное предложение поддержал.
По мнению научного директора Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаила Мягкова, в региональных учебниках истории должно быть уделено внимание деятелям, прославившим свою малую Родину, а также участникам СВО.
Замглавы Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения РФ Владимир Кикнадзе сообщил, что во II-III кварталах 2025 года будут подготовлены единые государственные учебники и учебные пособия по предмету «Основы безопасности и защиты Родины» («ОБЗР»), в настоящее время они дорабатываются.
По словам замглавы Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения РФ Владимира Кикнадзе, в 2025 году будет выделено 4 млрд рублей на материально-техническую базу предметных кабинетов «Основы безопасности и защиты Родины» («ОБЗР») и «Труд (технология)». Кикнадзе уточнил, что в течение 2025 года все потребности по обеспечению учебно-материальной базы в кабинетах «ОБЗР» будут закрыты.
Президент РФ Владимир Путин поддержал инициативу по возвращению в школы оценок за поведение. По его словам, данный вопрос требует обсуждения, поэтому окончательное решение он принять сейчас не готов. При этом Путин отметил, что в случае возвращения такой системы отметка за поведения «должна на что-то влиять» и быть равноценной другим оценкам.
Минпросвещения России сообщило, что вопрос введения в школах оценок по поведению требует экспертного и общественного обсуждения. Министерство после проработки планирует внести соответствующее предложение в рамках разработки Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.
Родители школьников сообщили о неудобствах, вызванных требованиями ряда педагогов о переносе общения с учителями из чатов в мессенджерах Telegramи WhatsApp на площадку образовательной платформы «Сферум». Платформа была создана Минпросвещения и Минцифры РФ как для цифровизации учебного процесса, так и для защиты его участников от несанкционированных подключений и безопасности их персональных данных. Некоторые педагоги также недовольны складывающейся ситуацией — они сообщают, что «имитация активности» на платформе отнимает время. В Минпросвещения заявили, что принуждения родителей и педагогов к использованию платформы являются «перегибами на местах».
В Минпросвещения РФ сообщили, что на информационно-коммуникационной образовательной платформе «Сферум» зарегистрировались почти 100% школ и средних профессиональных учреждений (СПО). В министерстве подчеркнули, что платформа не вытесняет традиционный формат обучения, но служит его дополнением, помогает педагогам наладить школьную коммуникацию в любых условиях, а также решать насущные вопросы максимально быстро и эффективно.
Госдума РФ в III чтении приняла законопроект, запрещающий приём в школы детей мигрантов, не знающих русский язык. Согласно документу, зачисление иностранных граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования возможно только при условии успешного прохождения на бесплатной основе в государственной или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения указанных программ.
Минпросвещения РФ и Рособрнадзор прорабатывают вопрос организации проведения тестирования детей мигрантов по русскому языку и разработки необходимых материалов.
По данным спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина, порядка 41% детей мигрантов, обучающихся школах, плохо знают или не знают вообще русский язык.
Минстрой РФ разработал проект изменений свода правил, регулирующий проектирование детских садов. В министерстве отметили, что изменения позволят снизить стоимость и сократить сроки строительства, а также упростить процедуру прохождения государственной экспертизы проектов таких организаций. Это будет обеспечено при помощи систематизации требований, исключения дублирующих положений других нормативных документов.
Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что министерство прорабатывает вопросы целесообразности и формата введения в детских садах аналога проекта «Разговоры о важном», эксперты работают над его адаптацией под психологические особенности детей дошкольного возраста.
По данным директора МДЦ «Артек» Константина Федоренко, более 1 млн детей подали заявки, чтобы попасть в лагерь в 2025 году, в то время как на следующий год учреждение выделило всего 45 тыс. путёвок. Федоренко отметил, что кандидат на получение путёвки в МДЦ «Артек» должен зарегистрироваться в автоматизированной информационной системе «Артек» и загрузить информацию о собственных достижениях в образовании, творчестве, спорте и общественной деятельности.
По данным официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, МДЦ «Артек» за последние 10 лет принял более 10 тыс. детей из 105 стран мира (больше всего ребят приезжает из Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии, Китая и Сирии, а также ряда европейских стран).
Электронный аннотированный библиографический указатель «Русская весна на Донбассе и Специальная военная операция», подготовленный историками Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) при поддержке Минобрнауки РФ и являющийся агрегатором научных статей, мемуаров, стихотворений и других материалов по данным историческим событиям, представлен в Москве.
Министерство региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области сообщило, что в Ростове-на-Дону, в Донском государственном техническом университете (ДГТУ), стартовал всероссийский научно-просветительский проект «Большая аудитория», посвящённый популяризации научно-технического наследия России. Отмечается, что на панельных дискуссиях организаторы сообщили участникам о мерах поддержки студенческих инициатив и представили наиболее яркие проекты из регионов. Кроме того, школьники и студенты узнали о вкладе российских ученых в мировую науку, а также эффективности российских научных и инженерных школ в решении различных задач.
Всероссийский НИИ труда Минтруда РФ зафиксировал значительный географический разрыв в уровне материального благосостояния семей. Наибольший уровень бедности многодетных семей выявлен в Дальневосточном федеральном округе — ежемесячный дефицит дохода на домохозяйство составляет 22 423 рубля. Далее следуют Северо-Кавказский (19 978 рублей), Северо-Западный (18 615 рублей)и Приволжский (18 482 рубля) федеральные округа. В целом по России 34% малоимущего населения проживает в домохозяйствах с многодетными семьями.
Психологи Новосибирского государственного педагогического университета в ходе исследования выяснили, что жёсткое или отстранённое воспитание матери может привести к нарушениям пищевого поведения девочек-подростков. Ассистент Кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) Мария Павликова пояснила, что речь идёт не о расстройствах пищевого поведения (например, нервной анорексии или нервной булимии), но о нарушениях пищевого поведения, которые можно разделить на три категории: ограничительные (жёсткие диеты), эмоциогенные («заедание» стресса) и экстернальные (переедание, провоцируемое внешними факторами, в частности, рекламой пищевых продуктов).
По мнению президента РФ Владимира Путина, государству и общественным организациям необходимо уделять больше внимания проблеме возрастающего проявления агрессии у детей-инвалидов и детей с особенностями развития.
Управление протокольных мероприятий