В Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования в рамках программы Погружения в новую педагогику для первокурсников состоялась интерактивная лекция зав. кафедрой медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан И.В. Жилавской на тему «Зачем журналисту, рекламному и PR-менеджеру медиаобразование?»
На лекции речь шла о медиа и новой медиареальности, новых ролях в системе массовых коммуникаций и о будущем медиапрофессий. Предмет разговора вызвал живейший интерес у слушателей. Особенно волнительная дискуссия развернулась по поводу новых и умирающих медиапрофессий. Среди уходящих оказалась и журналистика, которая, по мнению Ирины Владимировны, должна либо существенно трансформироваться, либо остаться в истории развития медиасистемы.
Не оставила первокурсников равнодушными и тема виртуальной реальности. Для многих стало открытием, что слова «виртуальность», «виртуоз» и «триумвират» однокоренные. Что общего между этими понятиями? Этот вопрос поставил многих в тупик. Студенты с интересом открывали для себя новые подходы к пониманию виртуальности. И.В. Жилавская говорила о том, что виртуальная личность, отделяясь от личности реальной, может жить своей самостоятельной жизнью, что она проявляется в случайных репликах и объектах творчества, видеоматериалах и фотографиях. Виртуальный образ личности может вступать в противоречие с физическим лицом и влиять на него негативно. Он имеет свою виртуальную жизненную историю и легенду.
На лекции студенты узнали о том, что в современных российских университетах сегодня изучаются различные медиадисциплины, такие как медиаграмотность, новостная грамотность, медиаэкология и другие; открыты магистерские программы по медиаобразованию и медийно-информационной грамотности. Но пионером в этой области на факультетах журналистики некоторое время назад стал МГГУ им. М.А. Шолохова, и теперь это направление успешно развивает МПГУ.
Подводя итог, Ирина Владимировна отметила, что для журналиста медиаобразование дает понимание того, что медиа, это далеко не только СМИ, что медиаповедение – это то, что потребители делают и то, что они не делают по отношению к медиа, что редакционные медиаобразовательные технологии приносят прибыль, а критическое мышление защищает от депрофессионализации. Для PR-специалистов медиаобразование – это понимание того, что управлять массами надо будет всегда, пока существует человечество, что массами управлять легче, чем отдельной личностью, при этом личность – есть медиа, а медиа представляет собой канал коммуникации. Для рекламных менеджеров медиаобразование позволяет понять, что манипулятивные технологии работают не всегда, что в виртуальном мире живут виртуальные личности, у которых и потребности виртуальные, и свобода выбора тоже, а средства коммуникации сами представляют собой сообщения.