Профессиональные образовательные организации, разрабатывающие адаптированные профессиональные образовательные программы, интересует вопрос, есть ли требование к названию курсов по инклюзивному образованию для преподавателей и количеству часов? Все ли преподаватели должны проходить обучение, даже если в техникуме нет обучающихся с ОВЗ?
В письме Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06-443 “О направлении Методических рекомендаций” (вместе с “Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования” (скачать), утв. Минобрнауки России 20.04.2015 № 06-830вн) говорится о том, что содержание адаптационных дисциплин (курсов) должно быть направлено на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствовать социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Поэтому тематика программы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО), осваиваемой преподавателем, обучающим инвалидов или лиц с ОВЗ, может быть связана со спецификой преподавания адаптационной дисциплины, которая позволяет достигнуть результатов, требуемых стандартом, посредством индивидуализации содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Также возможно изучение общих вопросов инклюзивного и интегрированного образования инвалидов детей с ОВЗ в системе профессионального образования.
Количество часов определяется программами ДПО, разрабатываемыми организациями, их реализующими, самостоятельно, с учетом общих требований приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам”: на программы повышения квалификации отводится не менее 16 часов, на программы профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.
Согласно разъяснениям, направленным письмом Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 (скачать), адаптированная образовательная программа разрабатывается в случае наличия хотя бы одного инвалида или лица с ОВЗ в образовательной организации. В противном случае разрабатывать адаптированную программу не требуется.
Но, прием на программы СПО является общедоступным, и при желании инвалида или лица с ОВЗ обучаться в профессиональной образовательной организации эта организация не вправе им отказать. Что будет обуславливать необходимость разработки и реализации адаптированной образовательной программы. Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ должно осуществляться кадровым составом, имеющим долю педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно, профессиональная образовательная организация, обязана обеспечить своевременное обучение педагогических кадров с целью ознакомления с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для дальнейшего учета особенностей при организации образовательного процесса. Также к реализации адаптированной образовательной программы должны привлекаться тьюторы, психологи (педагоги-психологи, специальные психологи), социальные педагоги (социальные работники), специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагоги, сурдопереводчики, тифлопедагоги, тифлосурдопереводчики. Таким образом, профессиональная образовательная организация должна обеспечить соблюдение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями.
Образовательная организация, в которой пока инвалиды или лица с ОВЗ не обучаются, имеет право повышать квалификацию педагогических работников по вопросам обучения особенной категории лиц на ближайшую перспективу.