6-7 декабря 2021 г. в Москве прошла работа Международной научно-практической конференции «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании» (в рамках Года науки и технологий в Российской Федерации под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО). Организатором конференции выступила Российская академия образования.
МПГУ на мероприятии представила профессор кафедры психологической антропологии Института детства, д.п.н. Ирина Дмитриевна Демакова с докладом «Проблемы развития воспитательной деятельности педагогов госпитальных школ». Материал для сообщения был собран, в том числе, в процессе реализации магистерской программы «Госпитальная педагогика» кафедры (первый набор состоялся в 2020 г.).
По указанию И.Д. Демаковой, госпитальная педагогика – новое направление отечественного образования, связанное с обучением и воспитанием детей, находящихся на длительном лечении. В России началом системной работы в этом направлении считают 2014 г., когда Национальным медицинским исследовательским центром детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева в сотрудничестве с московской школой № 109 (директор школы – академик РАО Е.А. Ямбург) был создан социально-образовательный проект «УчимЗнаем» (руководитель – С.В. Шариков (PhD, профессор). В настоящее время госпитальные школы проекта «УчимЗнаем» открыты в 46 регионах России.
Новизна и сложность работы с детьми, находящимися в госпитальных школах, выдвигают задачи организации специальных исследований в этой сфере, в том числе исследований специфики воспитательной деятельности госпитального педагога. В процессе разработки подходов к осмыслению содержания воспитательной деятельности педагога госпитальной школы молодые ученые имеют возможность опираться на огромный пласт разработок научной школы Л.И.Новиковой – Н.Л.Селивановой в сфере методолологии.
В условиях дискуссий о воспитании весьма важна возможность опоры на достижения определенной научной школы. Особенно важным является освоение трактовки понятия «воспитание», которое понимается не как продолжение предметной деятельности учителя, а как серьезная последовательная работа со смыслами, ценностями и отношениями каждого ребенка (Селиванова Н.Л.). Такая трактовка помогает педагогам избежать упрощений, формализма, бюрократического отношения к детям и к делу.
Весьма важным в процессе исследований в области госпитальной педагогики И.Д. Демакова считает обращение ученых к опыту воспитательной деятельности, накопленной за минувшие годы педагогами госпитальных школ. Имеется в виду изучение опыта внеурочной, внешкольной, клубной развивающей деятельности, богатого опыта проведения свободного времени детей, сохранению и развитию традиций организации праздников, широкого взаимодействие с деятелями культуры, науки, спорта и т.д. В опыте госпитальных школ есть поистине бесценные достижения в области освоение близкой дистанции в системе «ребенок-педагог», в сфере индивидуального подхода к каждому ребенку, умения выстраивать диалоговые отношения одновременно с детьми, их родителями и родственниками, а также с лечащими врачами.
Одной из актуальных проблем современного образования является проблема подготовки педагогов госпитальных школ к воспитательной работе. В октябре 2021 года магистранты, обучающиеся госпитальной педагогике в Институте детства МПГУ, отвечая на вопросы анкеты о сложных проблемах воспитания в госпитальной школе которые остро нуждаются в исследовании, назвали следующие: система работы с родителями, находящимися под давлением диагноза своего ребёнка; социализация детей после выписки из больницы; формирование жизнестойкости педагогов, работающих с детьми в больнице; индивидуальный подход в воспитании профессиональное самоопределение детей, находящихся на длительном лечении; адаптация молодых педагогов в первые годы работы в госпитальной школе; сохранение внутренних ресурсов и проблема профессионального выгорания педагогов; тяжелая болезнь ребенка как трудная жизненная ситуация: методы помощи родителям в преодолении стресса; психическая депривация и адаптация детей в госпитальной школе; поиск эффективных методов коррекции личностной сферы детей, находящихся на длительном лечении; этический кодекс госпитального педагога; пути создания позитивных установок и комфортных условий пребывания ребенка в стационаре через вовлечение его в творческую и игровую деятельность.
Главная мысль, проходящая через все ответы респондентов: необходима профессиональная подготовка универсальных педагогов-воспитателей для работы в госпитальных школах.
Данное направление будет активно развиваться в Институте детства нашего вуза.