В Главном корпусе МПГУ 16 марта 2021 г. состоялось очередное Деканское совещание. Открыл совещание первый проректор Виктор Павлович Дронов. В память об ушедшей на 89 году жизни Нине Петровне Родимовой, заместителе директора Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров, была объявлена минута молчания.
Начальник Управления непрерывного дополнительного образования Анна Геннадиевна Антонова рассказала о возможностях получения дополнительной квалификации (профессии) в рамках параллельного освоения образовательной программы высшего образования. Были озвучены результаты опроса обучающихся по востребованности и заинтересованности в дополнительных профессиях. К сожалению, пока только 3% студентов в год осваивают дополнительные программы при 80% спроса на них. Студенты не всегда имеют информацию о возможностях в получении дополнительной квалификации. Опрос позволил также выявить самые востребованные программы: «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Учитель / преподаватель иностранного языка». Определены предпочтения студентов в языковой подготовке: английский, французский, испанский и немецкий языки (набрали наибольший процент выбора по результатам мониторинга). Анна Геннадьевна обозначила ряд задач и мер по созданию условий освоения студентами программ дополнительного образования и профессионального обучения, которые начнут реализовываться в этом учебном году.
Своим опытом по реализации программ дополнительного образования поделилась Татьяна Николаевна Сахарова, директор Института педагогики и психологии. Каждая кафедра Института уже сформировала свой пул дополнительных программ в зависимости от направленности. С целью привлечения студентов к освоению таких программ в Институте в формате Дня открытых дверей проходит «Марафон программ дополнительного образования» с мастер-классами, где желающие могут получить широкое представление о каждой программе и возможностях обучения на ней.
Дарья Александровна Кудрявцева, проректор по дополнительному образованию, подчеркнула, что программы дополнительного образования создают условия профессионального роста уже со студенческой скамьи, позволяют укрепить позиции выпускников при дальнейшем трудоустройстве. Система дополнительного образования МПГУ будет расширяться и выходить на уровень регионального сотрудничества, в ближайшем будущем предстоит апробировать модель сетевого взаимодействия с региональными партнерами.
Дарья Александровна анонсировала новый корпоративный проект «Студенческая академия МПГУ «Будь профи!» по получению дополнительной квалификации обучающихся в рамках параллельного освоения ОП ВО и СПО. В перспективе силами разных управлений Университета будет составлен атлас новых профессий.
Новой форме проведения практической подготовки обучающихся с использованием ресурсов Московской электронной школы (МЭШ) было посвящено выступление начальника отдела качества образования Учебно-методического управления Елены Александровны Бирюковой. Она рассказала об итогах обучения студентов по курсу «Технологии дистанционного обучения с использованием образовательных ресурсов МЭШ и ЭЖД». Платформа МЭШ обеспечивает автоматизацию большинства организационных, методических и педагогических задач, решаемых в образовательной организации, делает содержание образования более доступным, позволяет на практике реализовать современные педагогические технологии и подходы. Современный учитель должен уметь использовать в своей работе цифровые образовательные платформы, а МЭШ является одной из крупнейших таких платформ, открытой для всех регионов России.
Обучение студентов работе с платформой МЭШ состоялось благодаря достигнутым договоренностям ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова и руководителя Департамента образования и науки города Москвы Александра Борисовича Молоткова. Обучение студентов проводили преподаватели Института содержания, методов и технологий образования Московского городского педагогического университета, отвечающие за методическую работу с МЭШ. Со стороны МПГУ общую координацию проекта осуществляли Институт развития цифрового образования и Учебно-методическое управление. Сопровождение обучающихся и информационная поддержка курса была организована через специально разработанный курс в Инфода Moodle. Для рассмотрения этапов модерации сценария урока и соблюдения требований к содержанию, технических и методических требований к размещаемому в МЭШ материалу, было решено посвятить отдельный обучающий семинар.
Руководители учебных подразделений поддержали такой опыт практической подготовки будущих учителей. Елена Юрьевна Лазарева, и.о. директора Института иностранных языков, заместитель проректора, поделилась опытом использования в практической подготовке студентов ресурсов МЭШ. Несколько разработанных сценариев уроков данного учебного подразделения прошли модерацию и включены в Библиотеку МЭШ.
Сергей Владимирович Лозовенко, и.о. директора Института физики, технологии и информационных систем, представил опыт включения в образовательный процесс возможностей виртуальной «Физической лаборатории» из МЭШ, а также рассказал о пользе подключения в социальной сети к сообществам «Учительская МЭШ», «Команда МЭШ» с целью получения актуальной информации по работе с интернет-платформой.
Виктор Павлович Дронов подчеркнул целесообразность активного подключения к освоению и работе в МЭШ преподавателей методических кафедр. Элементы МЭШ должны быть внедрены не только в практическую подготовку обучающихся, но в программы методических дисциплин.
О перспективах развития материально-технического обеспечения образовательных программ среднего профессионального образования рассказала Марина Александровна Рассказова, директор Колледжа МПГУ. Одной из главных задач, которую сейчас предстоит решить Колледжу – включиться в движение WorldSkills и провести демонстрационный экзамен. Для этого необходимо завершить работы по обновлению технического оборудования. Анапский филиал МПГУ уже начал вхождение в это движение и уже оборудовал помещения для проведения демонстрационного экзамена. Этим опытом поделилась с участниками совещания Елена Анатольевна Некрасова, директор Анапского филиала МПГУ.
Василий Вячеславович Страхов, проректор по развитию, отметил, что Федеральные государственные образовательные стандарты по СПО отличаются детальными требованиями в части материально-технического обеспечения. В последние годы сделан существенный прорыв в части модернизации инфраструктуры Колледжа МПГУ и филиалов, где ведут обучение по образовательным программам СПО. И эта работа будет продолжена в дальнейшем.
Начальник Учебно-методического управления Екатерина Александровна Балабаева проинформировала участников о предстоящих мероприятиях по независимой оценке качества образования в МПГУ. В период с марта по июнь Университет будет участником независимой оценки по качеству условий организации образовательного процесса, инициированной Общественными советами при Минпросвещения России и Минобрнауки России.
Традиционно в апреле этого года обучающиеся выпускных курсов будут приглашены к участию в Федеральном интернет-экзамене выпускников бакалавриата, лучшие результаты которого будут учитываться при поступлении в магистратуру.
Екатерина Александровна также познакомила руководителей подразделений с результатами мониторинга по вопросам удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса в МПГУ, который был проведен совместно с Экспертно-аналитическим центром МПГУ при Министерстве просвещения РФ в декабре-феврале этого года. Были отмечены положительные оценки со стороны студентов уровня получаемых знаний и профессиональных компетенций, организации образовательного процесса в целом и в части применения дистанционных образовательных технологий. Более подробные результаты по итогам совещания были направлены руководителям подразделений для анализа и совершенствования учебного процесса.
В завершении совещания директор Российско-китайского координационно-методического центра Алексей Владимирович Юдин напомнил о проведении вакцинации обучающихся и работников Университета и необходимости усилить контроль за ее проведением со стороны руководителей учебных подразделений.
Всем участникам деканского совещания были направлены презентации выступающих.
Учебно-методическое управление