14 декабря в смешанном формате состоялось Деканское совещание, которое было посвящено актуальным вопросам проектирования и обновления образовательных программ с учетом требований Ядра высшего педагогического образования.
Необходимость трансформации педагогического образования поставлена на государственном уровне, от ее решения зависит достижение национальных целей образования, – подчеркнула в своем выступлении Людмила Александровна Трубина, проректор по учебно-методической работе.
Важно понимание роли педагога как ключевой фигуры не только в целях обеспечения вхождения России в топ-10 стран-лидеров по качеству образования, но в первую очередь – в личностном развитии каждого человека.
Приоритетами для системы педагогического образования являются формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.
Таков сегодня запрос государства, активно поддерживаемый родительской общественностью и обществом в целом, с которой мы должны эффективно выстраивать линии взаимодействия.
Но не менее важно, что ощутим еще и внутренний запрос самой системы педагогического образования, нацеленной на активные перемены. Одно из свидетельств этого – инициатива вузов по разработке согласованной части образовательных программ педагогической направленности, получившей название Ядро высшего педагогического образования.
Работа была проведена нашим университетом в сотрудничестве с другими вузами. Около 400 человек было привлечено к разработкам и экспертизе материалов, связанных с ядром. Координаторами работ стали Ассоциация развития педагогического образования и Академия Министерства просвещения.
Со структурой Ядра и его наполнением участников совещания познакомила Екатерина Александровна Балабаева, начальник Учебно-методического управления, отметив, что основой для его разработки послужил макет учебного плана бакалавров-педагогов, реализуемого в МПГУ. В разработанном проекте предусмотрена общепрофессиональная подготовка, включающая социально-гуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий модули и модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности, и профессиональная подготовка, в которую вошли следующие модули: психолого-педагогический, воспитательной деятельности, предметно-методический и государственная итоговая аттестация.
Для успешного внедрения в Университете образовательных программ, разработанных в соответствии с Ядром высшего педагогического образования составлена Дорожная карта, которая позволяет спланировать подготовительные мероприятия и начать подготовку педагогов в новых условиях уже в 2022 году.
Вопрос по формированию образовательных программ в условиях создания единого образовательного пространства вызвал активное обсуждение со стороны руководителей учебных подразделений. Анна Алексеевна Алмазова, директор Института детства, предложила инициировать работу по формированию подобных «ядер» по другим направлениям УГСН 44.00.00«Образование и педагогические науки», в частности по психолого-педагогическому образованию и специальному (дефектологическому) образованию.
От Елены Васильевны Филатовой, декана географического факультета, и Марка Михайловича Мусарского, директора Института социально-гуманитарного образования, поступили предложения об организации курсов повышения квалификации для педагогических работников Университета.
В продолжении обсуждения новых форм работы в рамках реализации концепции Ядра высшего педагогического образования были предложены новые форматы выпускной квалификационной работы. Елена Ленвладовна Ерохина, заведующая кафедрой риторики и культуры речи, познакомила с опытом разработки педагогических проектов, выполняемых магистрантами в рамках освоения образовательной программы «Педагогическое проектирование в филологическом образовании». Докладчиком выделены особенности работы над проектом в отличие от традиционной выпускной квалификационной работы, предложены перспективы развития данного направления с учетом мнения обучающихся.
Декан факультета дошкольной педагогики и психологии Маргарита Юрьевна Парамонова, развивая тему внедрения новых форматов выпускной квалификационной работы, представила вниманию участников совещания результаты опроса работодателей, в соответствии с которым выявлены аспекты исследований, актуальные для сферы труда. Также в сообщении были озвучены перспективные направления по формату выполнения ВКР, среди которых названы групповые исследования, разработка практикоориентированных проектов по запросу образовательных организаций, развитие стартапов и др.
Вниманию участников деканского совещания была представлена информация проректора по развитию Василия Вячеславовича Страхова о реализации дисциплин теологической направленности в составе образовательных программ разных факультетов.
Итоги размещения образовательных программ 2021 года приема на сайте Университета подвела в своем сообщении Алла Ивановна Акимова, заместитель начальника Учебно-методического управления. Акцент был сделан на необходимости выполнения требований Рособрнадзора к формату представления информации на официальном сайте.
В заключении совещания первый проректор Виктор Павлович Дронов еще раз отметил важность рассматриваемых вопросов и проделанной работы по формированию Ядра высшего педагогического образования. Единство образовательного пространства является гарантом стабильности всех уровней системы образования и выполнения государственного задания по подготовке будущих педагогов.
Всем участникам деканского совещания были направлены материалы.
Учебно-методическое управление