Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

О статусе педагога в Российской империи

Новости

Принятие царем Петром I 2 ноября 1721 г. титул императора Всероссийского, закрепившее победоносное завершение Северной войны и повысившее международный авторитет России, открыло дальнейшие возможности упорядочения статуса российского общества. Введенная вскоре «Табель о рангах» установила четкую иерархическую номенклатуру и порядок чинопроизводства всех категорий служащих.

Результатом целенаправленной государственной политики стало создание целого слоя национальной научно-образовательной, интеллектуальной элиты. Университет в России становился государственным учреждением, тесно интегрированным в бюрократическую систему империи. Он был призван готовить кадры для государственной службы.

Со времени введения Устава 1804 г. за каждым ученым закреплялся определенный класс в «Табели о рангах», согласно которой профессура занимала определенную нишу в общей чиновной иерархии. Профессору или доктору наук предоставлялось право на потомственное дворянство.

Отметим, что учителя также были включены в систему государственной службы Российской империи. Каждая учительская должность соответствовала определенному чину по «Табели о рангах», за исключением должности учителя приходского училища. Например, учителя в гимназиях, называвшиеся старшими учителями, состояли в IX классе; и имели возможность продолжения карьеры в университете, где со временем могли получить дворянство потомственное. Степень доктора наук давала VIII класс по «Табели о рангах». Это явилось важным стимулом в выборе учительской карьеры для недворянских слоев населения, что способствовало значительному расширению учительского и преподавательского состава.

В 1819 г. вступило в силу «Положение о производстве в ученые степени», которое позитивно повлияло на процесс подготовки в России научных и педагогических кадров.

По окончании вуза выпускник со степенью «кандидат» получал чин XII класса (губернский секретарь), «магистр» – IX класса (титулярный советник), а «доктор» – VIII класса (коллежский асессор). Такая система, подтвержденная университетскими уставами 1863 и 1884 гг., просуществовала с небольшими изменениями вплоть до 1917 г. Существенной особенностью установившегося порядка была возможность перехода обладателей ученых степеней в привилегированные сословные категории. К примеру, «кандидат» из мещанского сословия мог стать «личным почетным гражданином», а «магистр» и «доктор» получали личное дворянство.

Складывалось и четкое соотношение чинов и должностей преподавательского и управленческого состава высших учебных заведений: ректор – IV класс (действительный статский советник), декан и ординарный профессор – V класс (статский советник), экстраординарный профессор – VI класс (коллежский советник), преподаватель низшего ранга – VII–VIII класс (надворный советник и коллежский асессор). Высоту статуса вузовского служащего позволяет оценить принятое тогда соответствие чинам некоторых гражданских должностей: IV класс – губернатор или градоначальник, V класс – вице-директор министерского департамента или вице-губернатор и т. п.

За относительно короткий срок появилась когорта высококвалифицированных преподавателей, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять педагогическую деятельность. Создание этой иерархической карьерной лестницы являлось продуманной стороной системы управления педагогическим образованием, а впоследствии и управлением учительским и преподавательским составом. Учителям всех уровней учебных заведений, подведомственных университету, была предоставлена возможность карьерного роста по схеме учитель приходского училища – учитель уездного училища – учитель гимназии – адъюнкт университета с возможностью продолжения карьеры в рамках университетской структуры должностей.

Обладателями высоких чинов в «Табели о рангах» были и отцы-основатели Московских высших женских курсов. В.И. Герье являлся тайным советником, а В. И. Вернадскому и С. А. Чаплыгину были пожалованы чины действительного статского советника. Чиновниками соответствующих «классов» были и многие профессора МВЖК – видные ученые и педагоги. Так, В. О. Ключевский и И.В. Цветаев были тайными советниками, К.А. Тимирязев,     Н. Д. Зелинский – действительными статскими советниками и др.

Педагогические служащие – обладатели определенного чина могли рассчитывать на получение соответствующих орденов. Последние, могли даваться не только за исключительные заслуги, но и за продолжительность «беспорочной» службы. В экспозиции Музея МПГУ представлена коллекция орденов Российской империи, которых В. И. Герье был удостоен за время своей государственной службы.

Высокий статус педагога высшей школы в Российской империи объяснялся необходимостью привлечения в ее ряды наиболее талантливой молодежи, которой государственная служба открывала широкие карьерные перспективы.

Чины, установленные Табелью о рангах, были упразднены после Февральской революции 1917 года. В советское время классные чины были снова введены в 1943 г. для прокурорско-следственных работников. В настоящее время действует таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов прокурорских работников и классных чинов юстиции, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».

К сожалению, за исключением фотографии И.В. Цветаева мы не располагаем изображениями наших ученых в официальных мундирах и рассчитываем на вашу помощь. А кем бы вы были в  Табели о рангах, уважаемые коллеги?

Дирекция изучения истории МПГУ.

М.А. Гончаров – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина

При подготовке материала были использованы:

Дело бывших министра народного просвещения тайного советника А. Н. Шварца и директора Румянцевского музея тайного советника И.В. Цветаева, заслуженных профессоров Императорского Московского университета. Лейпциг, 1911.  28 с. Иванов А. Е. Ученые степени в Российской империи XVIII в. – 1917 г. М., 1994. 198 с. Шепелев Л. Е. Чиновный мир России: XVIII – начало ХХ в. СПб,. 2001. 479 с.

 

02 / 11 / 2021

Показать обсуждение

Обсуждение

Александр Христофоров, 10 / 08 / 2022 в 18:39

Доцент – надворный советник