Формирование культурной памяти – сложный и многофакторный процесс, который особенно актуален в зонах культурного пограничья и отчуждения. О терминологии и методических подходах к его изучению говорили специалисты самых разных профилей на междисциплинарной Международной конференции в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена (02-05.10.2019 года). Московский педагогический государственный университет на конференции представляла директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества Факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования, кандидат филологических наук Марина Александровна Кривенькая.
Конференция «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья-2019» объединила в своих рамках несколько мероприятий, которые предлагали вниманию участников самые разные аспекты заявленной темы. На секционных заседаниях обсуждались методология концепта границы, пространства идентичности, когнитивного понимания имперского и национального, моделирования образа чужого, специфики обитания в пограничных регионах. Лакунам при формировании культурной памяти был посвящен Круглый стол «О чем молчат музеи?», теория культурной травмы и опыт исторических катастроф были представлены на Научно-исследовательском симпозиуме «Кровь и культура», альтернативные антропологические проекты – на заседании Круглого стола «Пересборка границ: постгуманизм и постколониализм».
Оживленные дискуссии с участием специалистов из разных стран и регионов РФ развернулись на двух, самых крупных, мероприятиях конференции. Поискам культурного кода в процессе модернизации, сопровождающейся топографической и социальной мобильностью и миграцией в Европе, был посвящен Международный круглый стол «Восточные европейцы в странствиях». Философия современного городского пространства, его культурологическая семантика, визуальная экология и идентификация в условиях социального пограничья стали центральной темой Международного круглого стола «Проблемы идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды». Сквозь призму разных подходов участники отмечали необходимость поиска путей формирования и сохранения бесконфликтной среды и продуктивного социально-культурного взаимодействия, говорили о непреходящей роли образования и просвещения.
Доклад М.А. Кривенькой «Особенности пограничья культурных сред в терминологии межкультурного взаимодействия» содержал лингво-культурологический анализ особого кластера понятий, которые отражают национальную специфику и степень взаимопроникновения культур в разных странах и регионах мира. Определенное несоответствие терминов сферы межкультурного взаимодействия в разных языках, имеющее как лингвистические, так и историко-культурные предпосылки, вызвало среди участников живую дискуссию, в которую включились носители разных языков и культурного опыта.
Помимо результатов научных исследований, М.А. Кривенькая представила участникам конференции проекты, реализуемые факультетом и в целом ИСГО МПГУ в области межкультурной коммуникации, регионоведения, социально-культурной адаптации мигрантов, антропологии образования. Помимо результатов научных исследований, М.А. Кривенькая представила участникам проекты, реализуемые факультетом и в целом ИСГО МПГУ в области межкультурной коммуникации, регионоведения, социально-культурной адаптации мигрантов, антропологии образования. Многие из них могут пополниться совместными разработками – научно-исследовательской и публикационной деятельностью, участием в научных мероприятиях, студенческими сборниками и др. Некоторые из региональных и зарубежных участников конференции в Петербурге станут участниками научных мероприятий ИСГО МПГУ уже осенью 2019 года.
М.А. Кривенькая