17 марта 2021 г. в Российском университете дружбы народов в дистанционном формате состоялось заседание Комитета по образовательным программам ЮНЕСКО. В мероприятии приняли участие Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе, постоянные члены Комитета, представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации. Мероприятие вел председатель Комитета, президент РУДН В.М. Филиппов. Повестка дня была посвящена проведению консультации с Индией по развитию сотрудничества в области образования на площадке ЮНЕСКО. Кроме того, участники обсудили Глобальную инициативу ЮНЕСКО «Будущее образования» и итоговую Декларацию Глобального совещания ЮНЕСКО 20 и 22 октября 2020 года. По итогам мероприятия будут составлены соответствующие рекомендации на национальном уровне, согласованные с профильными министерствами.
Глобальная инициатива ЮНЕСКО «Будущее образования» направлена на переосмысление того, каким образом знания и обучение могут формировать будущее человечества в контексте всё более сложного, неопределённого и нестабильного мира. В ходе заседания высокого уровня на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке 25 сентября 2019 г. Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле отметила, что данный проект будет включать «глобальный диалог, а также доклад о будущем образования, опираясь на разнообразные и плодотворные способы обучения, практикуемые во всем мире, твердо нацеленные на будущее, но основанные на правах человека на службе достоинства всех». По примеру ранее сложившейся в ЮНЕСКО практики подготовки глобальных докладов о перспективах развития образования, создана независимая Международная комиссия, в состав которой входят видные деятели политики, искусства, науки, бизнеса и образования. В числе задач независимой комиссии: формулирование концепции, исследовательская работа и анализ материалов, полученных в процессе широкого круга международных консультаций и встреч комиссии для обсуждения основных положений глобального доклада. В ноябре 2021 г. Комиссия опубликует доклад, содержащий перспективное видение того, каким могут стать образование и обучение, с предложениями соответствующей повестки дня в области политики образования. Процесс разработки и принятия решений в рамках данной глобальной инициативы нацелен ее инициаторами на «повышение роли знаний и образования в формировании будущего человечества и планеты – до 2050 года и в последующий период».
Подтверждением актуальности переосмысления роли образования в мире, характеризующемся все большей сложностью, неопределенностью и нестабильностью, стала пандемия, побудившая подготовить опубликованное в материалах ЮНЕСКО за 2020 год исследование по теме «Образование в мире, пережившем пандемию COVID-19». В нем изложены девять направлений, по которым предлагается принять конкретные меры в интересах развития образования в будущем. В их числе: подтверждение приверженности развитию образования как общего блага; расширение понятия права на образование, доступа к знаниям и информации; признание ценности профессии учителя и педагогического сотрудничества; предоставление преподавателям и учащимся свободного доступа к технологиям с открытым исходным кодом к использованию образовательных материалов; развитие навыков научной грамотности в рамках учебной программы. Подчеркивается, что учебные программы «должны быть более комплексными и основанными на темах и проблемах, изучение которых дает нам возможность научиться жить в мире с другими людьми на нашей общей планете». Отмечается также, что «государственное образование не должно зависеть от цифровых платформ, предоставляемых частными компаниями». В тоже время, подчеркивается значимость ответственной деятельности национальных правительств, международных организаций, гражданского общества и граждан «по защите и финансированию государственного образования, а также по обеспечению подотчетности соответствующих лиц за справедливое и эффективное использование этих ресурсов».
В работе внеочередной сессии Глобального совещания по вопросам образования, организованного ЮНЕСКО, по теме «Образование после СОVID-19» приняли участие представители государств – членов, учрежденной системы ООН, партнеров по гуманитарной деятельности в сфере развития от международных и региональных организаций, гражданского общества, преподавательского корпуса, научно-исследовательских кругов и частного сектора. В Итоговой декларации ГСО 2020 выражена озабоченность тревожной ситуацией, связанной с обеспечением в условиях пандемии задач ЦУР 4 международной повестки дня в области устойчивого развития. Проявлена готовность укреплять сотрудничество для обеспечения эффективного и действенного оказания политической, финансовой и технической поддержки на страновом уровне. Рекомендовано сохранить долю госрасходов на образование на уровне международных контрольных показателей, которые составляют не менее 4-6% и/или 15-20% государственных расходов. Намечены шаги по возможному оказанию международной помощи, ориентированной на наиболее нуждающиеся страны и группы населения. В Декларации отражена просьба к ЮНЕСКО и партнерам оценить воздействие кризиса на ранее принятые установки ЦУР 4 и рассмотреть стратегии для восстановления и ускорения прогресса, в том числе «предложить актуальные и реалистичные контрольные величины для ключевых показателей ЦУР 4 на предмет последующего мониторинга». Внеочередная сессия ГСО – 2020 высказалась за продление мандата ныне действующего состава Руководящего комитета по осуществлению ЦУР 4 «Образование – 2030» на переходный период до заседания ГСО – 2021.
Ю.А. Горячев