Искусственный интеллект активно применяется в разных сферах деятельности. О проблемах использования ИИ в рамках учебного процесса, а также возможных способах их решений федеральному порталу «Российское образование» рассказала Оксана Гордиенко, профессор, доктор педагогических наук, директор Института развития цифрового образования Московского педагогического государственного университета.
«Первая и, наверное, одна из главных проблем – неопределенный юридический статус ИИ, но она не только в России, а также в других государствах. Вторая, вытекающая из первой, проблема – отсутствие единого для страны этического кодекса использования искусственного интеллекта в образовании. Третья проблема: нет четкого понимания границ применения ИИ в развитии, воспитании человека. Есть глубокая убежденность, что только человек может воспитать человека, так как у машины нет представления о ценностях общества в целом, национальных, региональных. Необходимо вырабатывать понимание, что ИИ – это лишь инструмент для решения проблем. Когда не было калькулятора, люди считали с помощью счетов, в столбик, но при этом мы до сих пор учим таблицу умножения, арифметические действия», – отметила Оксана Гордиенко.
Она подчеркнула, что для решения обозначенных проблем нужны законотворческие инициативы, которые должны проработать юристы, а также необходимо проведение большой просветительской работы и включение вопросов, связанных с применением искусственного интеллекта, в содержание школьных дисциплин.
«Например, на уроках обществознания можно обсуждать с детьми, кому принадлежат права на созданные ИИ картины, тексты, музыку и т. д.; кто несет ответственность за решения, предложенные ИИ; какие права должны быть у человека в мире, который заполняется все более совершенными моделями искусственного интеллекта; о возможной предвзятости, дискриминации со стороны ИИ и т. д. На уроках информатики, конечно же, детей могут научить тому, как писать промпт (техническое задание для ИИ), как использовать искусственный интеллект в качестве инструмента для решения задач определенного типа. Нужно готовить учителей к тому, что ИИ – это не завтрашний день, а уже сегодняшний, и они должны уметь сами пользоваться им, а не отвергать. Как известно, запретный плод сладок», – пояснила Оксана Гордиенко.
Профессор отметила, что большую помощь искусственный интеллект может принести в работе с детьми с ОВЗ, когда подстроится под образовательные потребности ребенка (смена шрифта, фона, голосовой помощник, титры и т. д.).
Также можно его успешно применять при взаимодействии с одаренными детьми, подбирая под их запросы и интересы необходимую информацию, специальные задания.
Директор института обратила внимание, что ИИ быстро справляется с обработкой данных, подбором материала по заданному человеком промту, поэтому как инструмент в работе учителя он может взять на себя рутинные вопросы, например, по составлению расписания, обработке больших данных, формированию множества вариантов контрольных заданий.
По словам профессора, риск полного перехода на искусственный интеллект связан с тем, что, опираясь только на него, человек утратит когнитивные функции: разучится думать, уменьшится объем памяти, она станет трансактивной, начнутся проблемы с удержанием внимания и т. д.
Оксана Гордиенко также рассказала, как применять ИИ в рамках системы образования во благо.
«Благо – то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу. Искусственный интеллект может приносить пользу исключительно как инструмент, как помощник в работе, но никак не замена. И тем более не замена учителя, этого никогда не случится. Только человек, учитель-профессионал, может правильно подобрать метод обучения, изменить стратегию, если видит, что ученики не понимают, не справляются с заданиями. Только учитель, зная своих учеников, может научить их эмпатии, привить им ценности, своим примером увлечь», – заключила профессор.
https://www.edu.ru/news/it-v-obrazovanii/v-mpgu-obratili-vnimanie-na-problemy-primeneniya-i/