13 и 14 февраля пленумы, круглые столы и мастер-классы конференции проходили в Московской высшей школе социально-экономических наук. В конференции приняли участие представители нескольких десятков российских регионов, а также европейских стран. Обсуждался опыт и актуальная проблематика развития образования на всех уровнях управления – от организаций и отдельных программ до органов государственной власти. Особый интерес вызвали кейсы о том, как школы, регионы, инициаторы изменений добиваются успеха. Были обозначены и подкреплены исследованиями основные вызовы, стоящие перед современными системами образования и ответы на них. Мы участвовали в дискуссиях о том, как преодолеть неравенство в образовании – через стандарты, инклюзию, адаптивные инструменты – и поддерживать разнообразие в условиях непредсказуемости в интересах устойчивого развития и улучшения качества жизни, как сделать в этих условиях эффективной подготовку учителей и руководителей, как найти и соблюсти баланс между доверием и контролем в различных аспектах системы образования. Заведующий кафедрой управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ Мария Гончар выступила на малом пленуме с сообщением об оценке как компоненте и характеристике реформ, проанализировав федеральные эксперименты и проекты с начала 2000-х годов, в которых принимала участие в качестве регионального и федерального координатора, и сформулировав условия, при которых оценка содействует достижению качественных результатов изменений.
15 февраля конференция продолжилась на базе инженерного корпуса московской школы № 548 «Царицыно», где обсуждение сфокусировалось на вопросах развития школьного учительства. Была развернуто представлена программа «Учитель для России». Выступали инициаторы и организаторы программы, руководители поддержавшего программу фонда «Новый учитель», и – самое ценное – участники и выпускники программы: молодые учителя, которые при ее поддержке осуществили реальные изменения малых городах и поселках. На круглом столе, обсуждая этот опыт, Олег Ермолаевич Лебедев, который начинал свою педагогическую и управленческую карьеру более шести десятков лет назад, подчеркнул главное: «Мы, впервые попав тогда в сельские школы в глубинке, искали выходы во внеурочной деятельности, вне школы. Сегодняшние молодые учителя берутся за изменения в основных программах». Но, начиная со школьных уроков, они выходят на значимые для местного сообщества социальные проекты, меняющие их жизнь. При этом каждый такой проект, яркий и живой, вновь и вновь подтверждает действенность фактора, выявленного исследовательской группой Марины Александровны Пинской, изучающей резильентные школы. Это преодоление изоляции, развитие внешних горизонтальных связей, создание в своей среде, своими руками событий и продуктов, привлекательных, ценных для себя и других.
На малых пленумах в школе участники открыто делились опытом подготовки и переподготовки педагогов, совместного учительско-ученического образовательного проектирования.