Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Образование изменится: как это повлияет на рынок труда

Новости МПГУ

 

В 2027 году российские вузы должны перейти на новую модель высшего образования. В высших учебных заведениях откажутся от Болонской системы, когда студенты учатся четыре года в бакалавриате, а затем могут по желанию пойти в магистратуру. Вместо неё с 2026 года будет внедряться трёхступенчатая модель. Как нововведение отразится на рынке труда, «Рамблер» спросил у экспертов.

 

Напомним, 12 мая 2023 года президент Владимир Путин подписал указ о пилотном проекте по реформе высшего образования. Цель — совершенствование системы высшего образования, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы.

Перевести все вузы на новый формат образования должны в 2027–2028 году. Вместо специалитета, бакалавриата и магистратуры появятся базовое (от 4 до 6 лет), специализированное высшее (от 1 года до 3 лет), а также профессиональное образование — аспирантура, где будут готовить кандидатов наук.

Шесть университетов уже полностью перешли на трёхлетний цикл апробации:

  • Московский авиационный институт
  • Университет науки и технологий МИСИС
  • Московский педагогический государственный университет
  • Балтийский федеральный университет
  • Санкт-Петербургский горный университет
  • Томский государственный университет

В Минобрнауки сообщили, что в новой системе высшего образования срок обучения не будет единым. Он будет определяться временем, необходимым для качественной подготовки по той или иной специальности. Например, для инженеров, врачей, учителей срок обучения составит пять лет. Будут и более короткие, четырёхлетние программы, например для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Шестилетнее образование будет предусмотрено по более сложным и наукоёмким направлениям.

 

«Вариативность сроков получения высшего образования позволит найти баланс между запросами экономики, стандартами качественного фундаментального образования и интересами самих студентов, у которых появится более широкий выбор стратегий профессиональной реализации на рынке труда», — отметили в пресс-службе министерства.

 

В ведомстве отметили, что главный принцип новой системы — образование в один такт, то есть полученных компетенций должно быть достаточно, чтобы на выпуске специалист отвечал запросам рынка и мог полноценно реализоваться в сфере своей специализации.

Сроки обучения будут, как и сейчас, определяться федеральными государственными образовательными стандартами для каждой специальности. Эта работа в настоящее время ведётся во взаимодействии с образовательными организациями высшего образования и экспертным сообществом.

«Рамблер» спросил у экспертов, как новая система образования повлияет на рынок труда в России.

Сроки обучения станут индикатором для работодателей

По словам карьерного консультанта Екатерины Савченко, новые сроки обучения станут индикатором, который позволит будущим работодателям точнее понимать уровень подготовки выпускников по выбранной профессии. Длительное обучение должно давать более фундаментальную базу и лучшее качество подготовки, что, в свою очередь, напрямую связано с затратами на первичное обучение внутри компании.

 

«Для абитуриентов это возможность выбрать темп и глубину обучения, путь в профессию становится более гибким, но и более ответственным. Решение вносит изменения в профориентацию: выбор профессии теперь ещё теснее связан с выбором инвестиций во время и трудозатраты. У меня высшее педагогическое образование, я обучалась в университете пять лет и могу отметить качество образования, крепкую теоретическую базу, а также практико-ориентированный подход». Екатерина Савченко сертифицированный карьерный консультант и карьерный коуч, тимлид карьерных консультантов Edtech

 

Студенты начнут лучше понимать будущую профессию

Томский государственный университет одним из первых вузов стал участником пилотного проекта по модернизации системы высшего образования. В настоящий момент в ТГУ уже 46 программ работают в пилотном формате, в следующем году их количество увеличится втрое — до 142.

По словам директора Института образования ТГУ Елены Сухановой, задача реформирования высшего образования назрела давно. Базовая проблема проявилась в том, что нет интеграции между запросом рынка труда и системой высшего образования. Новая модель позволит готовить специалистов в тесной связи с предприятиями реального сектора.

 

«Внедрение практико-ориентированности с первого курса показало, что студенты уже к середине года начинают “понимать профессию”, видеть многообразие профессиональных задач и свои перспективы в построении карьеры. Принцип гибкости мы реализовали через возможность разных сроков обучения, выбор модулей и треков, тьюторское сопровождение. Самой сложной задачей стала организация системного взаимодействия с работодателями. Для совместной разработки программ пришлось не только обсуждать кадровый заказ отдельных предприятий, но и пройти путь по созданию отраслевых рамок квалификации как основы для проектирования программ. Сейчас стараемся выстроить постоянно действующие механизмы коммуникации и кооперации для корректировки программ». Елена Суханова директор Института образования ТГУ

 

Ключевая задача ТГУ в последний год пилотного проекта — перейти от локального экспериментального режима к институциональным преобразованиям, отмечает собеседница. Вузу нужно закрепить организационные и нормативные изменения, чтобы по принципам новой модели могли работать все 250 программ университета, а также сформировать новую культуру преподавания и обучения в масштабе всего образовательного учреждения.

Ещё одним участником пилотного эксперимента стал Московский педагогический государственный университет. Ректор МПГУ Алексей Лубков сообщил, что в 2026 году планируется включить в проект ещё 24 вуза разной ведомственной принадлежности, которые по результатам апробации экспериментальных программ также смогут выступить со своими предложениями.

В вузе подчеркнули, что сейчас руководствуются указом президента и постановлением правительства, в которых закреплены вариативные сроки освоения образовательных программ от четырёх до шести лет (на усмотрение вузов — участников пилотного проекта).

 

«В настоящее время в МПГУ реализуются многопрофильные программы, в том числе с пяти- и шестилетними сроками обучения, а также можно получить педагогическую специальность с одной квалификацией, обучаясь на четырёхлетней программе», — добавил собеседник.

 

Выпускники будут быстрее выходить на рынок труда

Переход на новую систему даёт как минимум два позитивных эффекта, говорит директор Центра трансформации образования Школы управления Сколково Ольга Назайкинская.

Первый — повышение прозрачности как для студентов, так и для работодателей. Они будут понимать корреляцию между сроками образования, сложностью и глубиной подготовки, которую получат, и наличием дополнительных квалификаций, которые могут получить. Так они смогут выстраивать более индивидуальные, адекватные своей ситуации и своим потребностям, траектории. Работодатели, в свою очередь, благодаря документу об образовании будут получать более содержательную информацию: не просто срок и название образовательной программы.

 

«Второй позитивный эффект — увеличение темпа выхода на рынок выпускников специализированного высшего образования. Сейчас в эксперименте, который реализуется в университетах, есть годовые магистратуры. Сокращение сроков обучения в магистратуре до одного года позволит ускоренно выводить новых кандидатов на рынок труда. Особенно это актуально для уже работающих специалистов, когда им недостаточно ДПО, но они не могут уходить в магистратуру на два полных года. И программа выстраивается так, чтобы углубить или расширить компетенции, которые нужны в профессиональной деятельности в пределах одного года». Ольга Назайкинская директор центра трансформации образования Школы управления «Сколково», профессор бизнес-практики

 

Главное

  1. 12 мая 2023 года президент Владимир Путин подписал указ о пилотном проекте по реформе высшего образования. Вузы должны перейти на новую трёхступенчатую модель обучения.
  2. Вместо специалитета, бакалавриата и магистратуры появятся базовое, специализированное высшее, а также профессиональное образование — аспирантура.
  3. Шесть университетов уже полностью перешли на трёхлетний цикл апробации.
  4. Главный принцип новой системы — образование в один такт, то есть полученных компетенций должно быть достаточно, чтобы на выпуске специалист отвечал запросам рынка и мог полноценно реализоваться в сфере своей специализации.
  5. Сроки обучения будут, как и сейчас, определяться федеральными государственными образовательными стандартами для каждой специальности.

 

https://www.rambler.ru/pro/obraz/55625537-obrazovanie-izmenitsya-kak-eto-povliyaet-na-rynok-truda/

19 / 11 / 2025

Показать обсуждение