Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

«Образование для межкультурного диалога»: итоги экспертных сессий Международного семинара

Новости МПГУ

Выступления в ходе церемонии открытия XVII Международного семинара «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» были содержательно развернуты в докладах пленарных и экспертных сессий. Доклады международных экспертов на пленарном заседании были посвящены ключевым приоритетам совместной деятельности общества и государства – народной дипломатии и социальной инклюзии. Оба эти направления оказывают решающую роль на сферу образования.

Опыту России и Италии в области народной дипломатии было посвящено выступление Короны Перер – директора и издателя независимого издания – журнала Журнала “Sentire”, учителя религии в средней школе Instituto professionale Alberghiero Roverto, лауреата трех национальных журналистских премий и автора шести книг. Суть народной дипломатии, по мнению г-жи Перер, точно отражают слова бразильского философа Больдемара Бора о том, что она подобна встрече босиком, так как это встреча между обычными гражданами. С этой точки зрения, действия отдельного человека могут быть очень значимы – так, как в ее родном городе Роверто, где есть ассоциации, оказывающие гуманитарную помощь детям Донбасса. «Важно начать с себя», – утверждает Корона Перер, которая в этом году стала лауреатом IV Международной медиапремии «Честный взгляд» и была награждена на церемонии в Москве в рамках Международного форума сотрудничества, посвященного 100-летию народной дипломатии.

Практики социальной инклюзии в образовании Израиля представила давний партнер Кафедры ЮНЕСКО МПГУ – заведующий кафедрой ЮНЕСКО по межкультурному образованию и повышению квалификации преподавателей Бейт Берл колледжа в г. Калансува, Израиль, Рувайда Абу Расс. С ее точки зрения, инклюзивное образование – это культурная и практическая деятельность в образовании, которая борется с барьерами, препятствующими самым разным людям учиться. Для многих студентов таким барьером становится различие культур и языка. На примере своего колледжа – деятельности центра, помогающего еврейским и арабским студентам работать вместе, специальных программ повышения квалификации педагогов и др., Рувайда показала, как важно умение понимать и распознавать индивидуальные потребности учащихся, создавать среду, где учащиеся будут чувствовать себя ценными и включенными.

 

Далее работа семинара шла в формате двух экспертных сессий.

Экспертная сессия 1 «Образование и межцивилизационный диалог: современное состояние и перспективы» (модератор – директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО, доцент кафедры ЮНЕСКО МПГУ, канд. филол. н. Марина Кривенькая) обозначила концептуальные вопросы диалога культур.

Введением в проблемное поле стало выступление Президента Академии Фарсала, г. Афины, Греция, Янниса Фикаса о роли философии как образа жизни в современном мире. Проследив развитие философии от времени древнегреческих мыслителей до эпохи Возрождения, докладчик обратил внимание на то, как идеи великих философов влияли на формирование мировоззрения, жизненных ориентиров и гуманистических ценностей, и подчеркнул актуальность философии как важного инструмента духовного и нравственного развития человека.

Разговор о межцивилизационных доминантах продолжило выступление о роли русского слова как особого моста между цивилизациями и эпохами преподавателя ГБОУ г. Москвы «Школа № 1158», эксперта Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ, канд. ист. наук Марины Кравцовой. По ее мнению, «русское слово само по себе является проводником времени и пространства». Рассмотрев изменения в русском языке, обусловленные глобализацией, технологическим прогрессом и культурными трансформациями, докладчик пришла к выводу: «Несмотря на происходящие изменения русское слово продолжает оставаться ориентированным на богатую духовную традицию».

Образовательные системы различных стран все чаще осознают необходимость формирования у молодого поколения осознанного отношения к своей культуре и истории. Именно школа становится ключевым институтом, посредством которого передается этнокультурная память, поддерживается и закрепляется связь поколений. Доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ, канд. ист. наук Екатерина Митницкая проанализировала современные подходы к интеграции этнокультурных элементов и исторического наследия в школьное образование на примере опыта России, Великобритании и Испании, заключив, что сохранение этнокультурного компонента и исторической памяти в образовании включено в программы каждой страны, но наиболее системно представлено в России. В ходе дискуссии об особенностях этнокультурного образования в своих странах упомянули преподаватель программы Россиеведение, директор Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Университете Паджаджаран, г. Бандунг, Индонезия, Сурат Катеранган Супиан и Директор русской школы в Афинах «Славянка», председатель общества Всеславянский Союз Греции Наталья Сапарова.

Следующие выступления связали теорию с практикой российских образовательных организаций. Так, научный сотрудник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, канд. ист. наук Елизавета Арапова, проанализировав методы и способы реализации концепции «образование для всех» в сфере преподавания истории среди обучающихся Российской Федерации, предложила ряд рекомендаций по внедрению апробированных ею методов.  Роль глобальных партнерств, взаимообмена лучшими практиками и внедрения инновационных образовательных моделей, способствующих решению актуальных вызовов современного мира, стало темой выступления директора Башкирского института социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»; регионального координатора сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО региона «Башкортостан», д. полит. наук, г. Уфа, Танзили Нигматуллиной. В выступлении были представлены ключевые направления и механизмы сотрудничества образовательных сетей ЮНЕСКО, направленные на поддержку целей устойчивого развития.

Завершило сессию выступление, посвященное феномену так называемой глокализации в контексте современного развития общества. Корпоративный коуч, глобальный аналитик, литератор, генеральный директор, экс-директор и руководитель кафедры ЮНЕСКО Мандсаурского университета, Индия, Джагдиш Кхатри подчеркнул необходимости переосмысления процессов глобализации с учетом локальных особенностей и обратил внимание на баланс между открытостью к глобальному прогрессу и сохранением своих уникальных корней. «Если наши корни сильны, то и плоды вкуснее, – подчеркнул докладчик, – Глобализация хороша, но при этом необходимо умело сохранять местные корни и традиции, а также уважение к различиям других культур и ценностей. И такой подход поможет взаимному уважению, что очень важно».

 

В формате так называемого Академического «ликбеза» между двумя экспертными сессиями было представлено выступление заместителя декана Факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессора кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ, д-ра ист. наук Анны Шевцовой на тему «Десять смертных грехов докладчика». В ироничной форме докладчик проанализировала и представила ключевые ошибки, которые обычно снижают эффективность и качество научных докладов на конференциях. Особо была подчеркнута значимость саморефлексии и необходимость повышения профессионального уровня для достижения максимального воздействия и эффективности доклада.

 

Участники Экспертной сессии 2 «Межкультурное образование: единые подходы и региональный аспект» (модератор – заместитель декана Факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры ЮНЕСКО МПГУ, д-р ист. наук Анна Шевцова) обсудили страновую и региональную специфику современного межкультурного образования и убедились в единстве концептуальных подходов, базирующихся на формировании у обучающихся уважения к различным культурам, развитии этнокультурной и этноконфессиональной сенситивности, навыков эффективной коммуникации и сотрудничества в поликультурном мире, что обогащает личность и помогает преодолевать культурные и этноконфессиональные барьеры.

Базовые идеи философских учений относительно целей и задач воспитания, а также роли образования в формировании нравственных ценностей, социальной гармонии и духовного развития личности рассмотрела в своем выступлении профессор Академии Фарсала, г. Афины, Греция, Тина Адамоу. Проведя сравнительный анализ концепций миссии образования в учениях древнегреческого философа Платона и великого китайского мудреца Конфуция, докладчик показала, что основной задачей образования в этой традиции считается развитие человеческих качеств, обеспечивающих социальную стабильность и моральную целостность общества.

Деятельности и наследию выдающегося российского учёного и государственного деятеля в области развития профессионального и технического обучения, подготовки квалифицированных кадров академика И.И. Янжула было посвящено выступление научного сотрудника Санкт-Петербургского филиала ФГБУН Архива Академии наук Татьяны Хромцовой. Она акцентировала внимание на идеях Янжула о необходимости системных преобразований в образовательной сфере как важнейшем факторе индустриализации, развития промышленности и торговли в России XIX – начала XX вв., которые аккумулированы в емкой формуле «Будет Россия образованна, будет и богата».

Следующие выступления отражали современные коммуникативные и межкультурные практики разных образовательных организаций России и зарубежных стран. Выступление профессоров, докторов пед. наук Российско-Армянского университета – профессора кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Нины Таткало и директора Института филологии и межкультурной коммуникации Инны Саркисян –                     раскрыло интегративный подход к развитию межкультурной коммуникативной компетенции через изучение языка и культуры в образовательных учреждениях Армении. В армянских школах и вузах особое внимание уделяется современным педагогическим стратегиям и методикам, направленным на интеграцию культурных аспектов в языковое обучение, а также выявлению наиболее эффективных практик повышения межкультурной грамотности у студентов и школьников.

Процесс формирования у школьников современных глобальных компетенций, подчеркнув необходимость активного внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс, подробно раскрыла в своем выступлении заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева» г. Ульяновска Любовь Савельева. Лауреат конкурса «Учитель года России‑2013», разработчик авторских методик, спикер выделила основные этапы работы – от определения глобальных компетенций и их компонентов (изучение глобальных проблем, понимание мировоззрений, уважительное взаимодействие, действия для коллективного благополучия) до конкретных инструментов внедрения — упражнений «Не то, что кажется», тренинга «5P», задания «Одно действие». Автор убедительно показала связь глобальных компетенций с международными стандартами (PISA‑2018) и ЦУР ООН, не утратив при этом фокус на ценностных аспектах в динамично развивающемся мире.

Содержательный анализ актуальной проблемы интеграции мультикультурного компонента в профессиональную подготовку психологов представила заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ, к. пед. наук, доцент Ольга Сергеевна Павлова. Она убедительно доказала, что поликультурная компетентность сегодня — не факультативное дополнение, а обязательный элемент квалификации специалиста, работающего на стыке психологии и межкультурных коммуникаций. В центре внимания — системный опыт МГППУ по формированию у студентов трёх ключевых блоков: теоретических знаний о культурных различиях и их психологическом влиянии, практических навыков межкультурного взаимодействия и способности учитывать этнокультурный контекст в профессиональной деятельности.

Выступление доцента Московского городского педагогического университета, канд. филос. наук Юлии Юрьевны Джуад представило содержательный анализ эффективного инструмента формирования межкультурной компетентности в высшей школе. Автор убедительно демонстрирует, как дисциплинарный корпус Liberal arts – благодаря своей междисциплинарности, акценту на критическое мышление и диалоговом формате обучения – становится естественной средой для развития у студентов способности взаимодействовать в мультикультурном пространстве. В центре внимания докладчика – конкретная педагогическая практика МГПУ: показаны принципы отбора содержания курсов, описаны методические приёмы (дискуссии, кейс‑анализ, проектная работа, симуляции межкультурных ситуаций), позволяющие формировать у обучающихся не только знания о культурных различиях, но и практические навыки эмпатии, рефлексии и гибкого коммуникативного поведения. Особую ценность представляет описание интегративных механизмов: как через литературу, философию, историю и искусствоведение студенты осваивают культурные коды, учатся распознавать стереотипы и выстраивать диалог с представителями иных традиций.

Таким образом, экспертная сессия показала, что межкультурное образование трактуется всеми участниками встречи гораздо шире, чем адаптация мигрантов средствами образования. Это образование для всех, призванное подготовить граждан к реалиям глобального общества через знакомство с культурным разнообразием, преодоление разного рода стереотипов, обмен ценностями и выстраивание мостов между народами. Важны ключевые аспекты, на которых сосредоточились участники встречи в МПГУ: прикладная направленность (обсуждение реальных кейсов межкультурного общения в разновозрастной аудитории, включая как вербальную, так и невербальную коммуникацию); знаниевый компонент поликультурного образования и этнографического просвещения, включая сравнительный анализ и критическое мышление; а также кросс-культурная дидактика, в том числе изучение методов и прикладного инструментария организации учебного процесса в условиях поликультурной среды. В условиях глобализации и нарастающих миграционных потоков, в том числе вынужденной миграции, межкультурное образование становится условием достижения целей устойчивого развития и, тем самым, самосохранения человечества.

 

М.А. Кривенькая, А.А. Шевцова с использованием материалов рапортеров

(Д. Исхакова, Д. Шамсутдинова, И. Елизарьева, Т. Лёвина)

13 / 12 / 2025

Показать обсуждение