Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Стена директора ИИиП МПГУ: «Женское образование в России: когда прабабушке было девятнадцать…» (Год семьи в МПГУ: семья – традиции – ценности)

Стена директора Института истории и политики

Интересно, а мы и не часто про это задумываемся, но наш сегодняшний мир и мы сами во многом такие, какими сделали нас наши предки и предшественники, наше воспитание ими, дотянувшееся до нас. И мы сегодня тянемся нашей культурой, поступками, общением с молодежью к возникающему между нами сегодняшними будущему.

Так выходит, что предки периодически обнаруживают себя и свои мысли в моей жизни. Вот и моя прабабушка Наталия Платоновна Турцевич неожиданно для меня оказалась коллегой-педагогом – она окончила Смоленскую Мариинскую женскую гимназию в XIX веке. Неожиданным это стало для меня. Прошлое тоже не застыло, хотя и завершилось. Оно тоже движется вместе с нами. Но моя прабабушка еще и неожиданно для меня оставила след в истории гимназии.

Так я неожиданно встретился с прабабушкой. Это как первое свидание: ты уже видел лицо, у тебя есть волнение и увлечение. Но совершенно нет еще живого впечатления, настоящего ощущения и понимания человека.

Судьбы наших прабабушек – это и яркий пример изменения нашей страны за последние 150 лет, формирования современности, и того огромного скачка в культуре, который совершила Россия за последние столетия. В этот период формировалась современность, создавалось начальное, среднее и высшее женское образование в России. В 1872 году были открыты Московские высшие женские курсы (МВЖК), положившие начало высшему женскому образованию в России и ставшие базой для создания крупнейшего современного отечественного педагогического вуза нашей страны: нашего МГПИ имени В.И. Ленина, ныне МПГУ. Образование – это и есть «ракета» прогресса общества, скорости и высоты его развития.

Моя прабабушка Наталия окончила гимназию, а прабабушка Вера, с которой я много прожил в детстве в 1960–1970-е годы, не умела ни читать, ни писать. Они обе из XIX века, но какая пропасть была в культуре в нашем обществе?! Отец прабабушки Веры придерживался патриархальных взглядов на образование и роль женщины: зачем женщине грамота? Это парням нужно, чтобы из армии письма домой слать. А женщине это зачем?

Важной датой истории женского образования в России стал 1858 год, когда правительством было утверждено Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения.

Количество женских училищ в ведении Министерства народного просвещения постоянно увеличивалось и во второй половине 60-х годов XIX века достигло 36 учреждений. В этот же период количество гимназий Мариинского ведомства было всего лишь 14.

Следующей важной датой в истории женского образования в России стало 24 мая 1870 года и Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Этому документу придавался статус устава и давалась характеристика женских учебных заведений как «бессословные» и «для представительниц разного вероисповедания». Кроме того, положение четко указывало количество лет обучения. В гимназиях это было семь лет, а в прогимназиях – три.

 

Смоленская Мариинская женская гимназия была открыта 6 декабря 1861 года как «женское училище I разряда». Это было первое в Смоленской губернии женское среднее учебное заведение. 18 ноября 1862 года смоленское училище стало называться Мариинским, а в 1870 году получило статус гимназии.

В уставе женского училища говорилось, что его целью было «сообщить ученицам то религиозно-нравственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности от будущей супруги и матери семейства».

Как видим, в XIX веке, как и сегодня, проблема в системе образования состояла не только в передаче знаний, но и в ценностно-ориентированном воспитании.

В 1876 году Смоленская женская гимназия переехала в бывшее здание мужской гимназии, на углу Благовещенской (сейчас — Большая Советская) и Малой Вознесенской (сейчас – Козлова) улиц (сейчас это здание принадлежит сельскохозяйственной академии).

Учебная программа гимназии состояла из «обязательных» и «необязательных» предметов.

К обязательным предметам относились: закон Божий, русский язык (с церковнославянским) и русская словесность, математика (арифметика, алгебра, геометрия), география (всеобщая и русская), история (всеобщая и русская), естественная история, физика, математическая география, чистописание и рукоделие.

Необязательными предметами в гимназии были: новые иностранные языки (французский, немецкий), древние языки (латинский, греческий), педагогика, рисование, музыка, танцы, пение и гимнастика.

С 1871 года обучение в гимназии длилось 7 классов. При гимназии было начальное училище, где гимназистки старшего класса (8-й дополнительный класс) проходили педагогическую практику. Выпускницы, окончившие общий и дополнительный курсы гимназии с отличием, получали звание домашних наставниц, а окончившие 8 классов успешно — звание домашних учительниц. Моя прабабушка окончила 8 классов и получила квалификацию домашней учительницы.

 

А вот ниже список выпускниц Смоленской Мариинской женской гимназии 1886 года. Всего в этом году обучалось в выпускных 7-8-х классах гимназии 284 ученицы, из которых с дипломами 7 классов окончили 34 человека, а 8 классов – 25.

Выпускницы 1886 года, окончившие 8 классов / Интересны даже фамилии учениц

Ботина София
Бубнова Ольга
Вахтерова Екатерина
Глинка Мария
Данилович Мария
Добровольская Александра
Пирожкова Мария
Саприновская Платонида
Строганова Елизавета
Шемякина Надежда
Богословская Екатерина
Броцкина Евдокия
Григорьева Анна
Губович Екатерина
Джукаева Лидия
Иванова Ольга
Каверзнева Мария
Ровинская Екатерина
Рубцова Анна
Рубцова Александра
Спижарная Татьяна
Суханова Мария
Турцевич Наталия – А вот и моя прабабушка в свои 19 лет (1867 года рождения)
Шкадышек Мария
Федоренко Любовь

Национальная электронная библиотека, Исторический очерк Смоленской Мариинской женской гимназии. (1861–1911 г.), Исторический очерк Смоленской Мариинской женской гимназии. (1861–1911 г.), стр. 100. (Выпускницы Смоленской женской гимназии (petergen.com) )

В 1911 году Смоленская Мариинская женская гимназия праздновала 50-летие, а в 1913 году была выпущена большая книга о юбилее и гимназии:

Любимов П.Л. Исторический очерк Смоленской Мариинской Женской гимназии (1861–1911 гг.). – Смоленск: Типография П.А. Силина, 1913. – 116 с.

На 31-й странице памятной книги находится поздравление моей прабабушки своей гимназии:

Теперь стало понятно, почему моя прабабушка занималась образованием своих детей дома. Я думал, что это просто любительские занятия домашним воспитанием. Выяснилось, что это совсем не так. Ведь оказалось, что у нее было педагогическое образование и квалификация домашнего учителя.

Прабабушка родила 15 детей, в живых остались 12, которые были выращены и выучены, стали частью элиты нашего российского и советского общества – офицерами, писателями, музыкантами, профессорами.

После 1935 года прабабушка собирала милостыню у единственного оставшегося действующего православного храма в Смоленске. Прадед, генерал царской армии в отставке, к тому времени ослеп и практически не выходил на улицу. Пенсию прадеду назначили 3 рубля, вот прабабушка и вышла в черной одежде на те улицы, которые сияли отблеском света счастливой гимназической молодости XIX века.

«Времена не выбирают…»

Александр Малинин – романс «Нищая»

 

25 / 08 / 2024

Показать обсуждение