Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

«Образование – это стержень, который сохраняет единство нации»

Новости МПГУ

 

В Москве 25 – 27 ноября проходит V Съезд Общества русской словесности, в рамках которого также состоялся Международный научно-педагогический форум «Слово исторической правды». Главная тема съезда и форума – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. 

«Патриотизм есть нечто большее, чем просто любовь к Отечеству»

Говоря о главной теме форума, председатель Общества русской словесности (ОРС) Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил вспомнить о тех нравственных смыслах, которые несёт нам память о Великой Отечественной войне. «События Великой Отечественной показали, что, несмотря на два десятилетия агрессивного безбожия и гонения на церковь, наш народ сумел сохранить важнейшие качества, которые на протяжении столетий взращивались в нём христианской верой, – это жертвенность, милосердие, самоотверженность, мужество, терпение и благородство. Благодаря этим душевным качествам стал возможен подвиг защиты Родины», – подчеркнул патриарх.

Он отметил, что данные качества нашли яркое отражение в художественной литературе военного и послевоенного времени. По словам патриарха, литература в данном случае передаёт стремление советских властей обратиться к православному духовному наследию и возродить христианские смыслы и образы, в том числе образы святых защитников Отечества. Такие примеры служения Отчизне, как деятельность Александра Невского, Фёдора Ушакова, Александра Суворова, были призваны вдохновлять людей на защиту Родины.

Один из ярких образцов военной прозы – знаменитый роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», в котором, по мысли патриарха, также просвечивают черты христианской традиции – идеи жертвенности и искупления, вечной борьбы света и тьмы. Христианские образы сквозят и в военной лирике Константина Симонова, а также в стихах Анны Ахматовой и в «Февральском дневнике» Ольги Берггольц. В блокадной поэзии присутствуют христианские смыслы и аллюзии на евангелие.

«В ходе наших встреч мы много раз говорили о литературоцентричности русской культуры и воспитательном значении словесности, в том числе для формирования патриотических взглядов. Качества национального характера не возникают сами по себе, это плод длительного культурного становления народа», – уверен глава Русской православной церкви.

Он напомнил, что для христианского мировоззрения ближе понятие подвига, нежели героизма. Если героизм предполагает внешнюю славу, признание, почитание, то подвиг отражает идею внутреннего совершенствования. Как известно, в слове подвиг и слове движение один и тот же корень. Это движение вперёд и вверх. Именно так движется человек, когда преодолевает трудности не ради суетной земной славы, а ради несравнимо более высоких целей, подчеркнул патриарх.

Также он призвал не противопоставлять христианство патриотизму. «Патриотизм есть нечто большее, чем просто любовь к Отечеству, это и любовь к православной вере, к тем ценностям, которые помогли сохранить русскому народу самого себя», – отметил глава РПЦ. Он напомнил, что Русская православная церковь во все времена свидетельствовала о важности защиты родной страны и благословляла на ратный подвиг. И во время Великой Отечественной войны обиды были забыты перед лицом общего страшного врага, а общей целью стала борьба за свободу и независимость Отечества.

Коснувшись страшных испытаний нашего народа во время войны, патриарх рассказал и об истории своей семьи. Его родители также пережили блокаду Ленинграда. Отец, протоиерей Михаил Гундяев, получивший инженерное образование и работавший на военном заводе, участвовал в сооружении оборонных укреплений города и был одним из руководителей создания укреплений на Лужском рубеже. Мама Раиса Владимировна с грудным младенцем на руках –старшим братом будущего патриарха – получала лишь 125 грамм хлеба в день и только чудом смогла выжить и не потерять сына.

Завершая своё выступление, патриарх напомнил о необходимости хранить память о тех страшных событиях, о ратном подвиге нашего народа, заботиться, чтобы «в сердце детей и внуков не погасла лампада веры, чтобы идеалы жертвенного служения ближним, сострадания и милосердия оставались ключевыми и сегодня для нашего народа».

Общество русской словесности – этапы становления

Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заместитель председателя ОРС Виктор Садовничий напомнил о давней истории создания этого общества. Ещё в 1804 году в университетском уставе было закреплено право создавать научные общества. И одним из первых таких примеров стало Общество любителей русской словесности – предшественник ОРС. В 2016 год было принято решение о воссоздании Общества под председательством Святейшего патриарха Московского и всея Руси.

Курс русской словесности стал читаться в Московском университете в конце XVIII века. В начале XIX века там было образовано отделение словесных наук, в составе которых были кафедра русского языка, красноречия и кафедра стихотворства.

Сегодня мы в университете развиваем новые направления русистики, в их числе коммуникативная грамматика, научная методика преподавания русского языка как иностранного, филологическое исследование художественного текста», – рассказал Виктор Садовничий.

Также он отметил, что в последние годы были осуществлены фундаментальные исследования важнейших памятников русской истории и словесности, в частности, «Повести временных лет».

И ещё важный момент – сегодня Московский университет особое внимание уделяет работе со школами. Как отметил ректор, МГУ ежегодно проводит олимпиады по русскому языку среди школьников. С 2010 года проводится Летняя школа для учителей русского языка и литературы, а с 2020 школа славистики. В этом году был организован Международный конкурс, посвящённый 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Эхо Великой Победы на пространстве СНГ», участниками которого стали 800 человек. Патриарх Кирилл, Виктор Садовничий и министр просвещения Сергей Кравцов наградили победителей этого конкурса.

О воспитании гармонической личности

Образование – это стержень, который сохраняет единство нации, подчеркнул в своём выступлении министр просвещения Сергей Кравцов. «Воспитание гармоничной социально-ответственной личности должно проходить на основе исторических и культурных традиций, духовно-нравственных ценностей народа. Это было и остаётся приоритетной задачей нашей системы образования», – отметил он.

С 1 сентября 2025 года во всех российских школах введён предмет «История нашего края» в 6 и 7 классах. Знакомство с российской историей начинается уже с начальной школы, добавил министр. А по понедельникам проходят уроки «Разговоры о важном», на этих занятиях ребята обсуждают ключевые исторические события, праздники нашей страны.

По словам министра просвещения, единые учебники истории со следующего учебного года будут во всех классах. А 10 и 11 классы уже сейчас учатся по единым учебникам истории. Также важно, что в 10-м классе 18 уроков посвящено Великой Отечественной войне, тогда как раньше было всего шесть.

«Добиться, чтобы советская школа стала лучшей в мире»

Как советские школы прошли тяжелейший период Великой Отечественной войны – именно этой теме было посвящено выступление президента Российской Академии образования Ольги Васильевой. Она напомнила о выдающейся роли советского деятеля Владимира Петровича Потёмкина, который с 1940 по 1946 год возглавлял Народный комиссариат просвещения СССР. «Его главной целью было – добиться, чтобы советская школа стала лучшей в мире», – подчеркнула Ольга Васильева. До своего назначения министром просвещения он с 1922 по 1940 годы прошёл путь от советника посольства до первого заместителя наркома иностранных дел. И даже написал книгу по истории российской дипломатии, которая и сегодня считается одной из лучших по этой теме. По решению Сталина, с которым Потёмкин был хорошо знаком со времён Гражданской войны, его переводят в Наркомат просвещения.

«За год до войны он провёл паспортизацию всей сети советских школ, создал территориальные школьные инспекции. И это дало мощные результаты в условиях эвакуации. Под его непосредственным руководством было эвакуировано примерно 600 школ, в которых училось более 60 тысяч детей. Он обязал руководителей детских домов-интернатов организовать работу подсобных хозяйств, которые потом давали продукты для детей и были базой трудовой подготовки учащихся», – рассказала Васильева. Общее количество детских домов-интернатов в СССР к 1945 году было 3800. А количество сирот к концу войны превышало 700 тысяч человек.

После разгрома фашистов в битве под Москвой министр издаёт приказ об обязательном праздновании Нового года во всех школах Советского Союза и детских домах – обязательно с ёлками и игрушками. Причём ёлочные игрушки вменялось изготавливать предприятиям оборонного значения. Завод «Москабель» изготовил из обрезков стальной проволоки самолётики, бабочки, стрекозы, снежинки. По словам Ольги Васильевой, в её семье до сих пор хранятся эти уникальные игрушки.

Под руководством Потёмкина вводится обязательное обучение с семи лет, чтобы сохранить преемственность между детским садом и школой. С 1943 года создаются Суворовские и Нахимовские училища, давшие среднее военное образование многим детям погибших воинов.

Накануне войны он издаёт приказ о внеклассном детском чтении. «Русский язык оценивается как основа общего образования. А успешность школьных организаций оценивалась в зависимости от общей грамотности учащихся», – рассказала Ольга Васильева. А в 1942 году министром подписан приказ о введение буквы Ё как обязательной в печатных изданиях.

По оценке президента РАО, программа по литературе, которую разработал лично Потёмкин, была лучшей за всю историю советской школы. Также особое значение в годы войны приобретает историческое образование, в основе которого лежала знание великого прошлого нашей страны и подвигов народных героев в сражениях с иностранными захватчиками. И немаловажный момент – министром были утверждены правила поведения для школьников – они должны быть опрятными, поддерживать в чистоте рабочее место, вставать, когда учитель входит в класс, уважать старших, заботиться о младших.

Уроки истории

Сегодня существует колоссальный общественный запрос на историческую информацию, отметила в своём выступлении руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Елена Малышева. По её словам, именно архивные документы позволяют говорить об исторической памяти как о глубоком верифицированном научном знании, а не о политической конструкции. Но сегодня фальсификация памяти тоже происходит через создание фальшивых архивных документов или же вырванных из контекста. И такую сознательную манипуляцию документами тоже надо учитывать и бороться с этим, подчеркнула Малышева.

По её оценкам, сегодня чаще всего фальсифицируется история именно Второй мировой войны. Но чтобы бороться с этим, на её взгляд, нужно не бросаться парировать каждый очередной вымысел или довод, а искать общий смысл, выстраивая всю цепочку архивных документов.

«Именно через архивные документы, преступные приказы нацистов, озвученные на Нюрнбергском трибунале и хранящиеся в наших архивах, мы можем утверждать, что группа армий “Север” не предполагала взятие Ленинграда, а планировала полное уничтожение его жителей через окружение и блокаду», – отметила Малышева.

И сегодня обращение к архивным документам Нюрнбергского трибунала может дать ответы на многие сложные вопросы, уверена она. Сбор таких документов, свидетельствующих о преступных замыслах фашистов, был начат ещё во время войны. В 1943 году в Москве собирается Всесоюзная конференция историков-архивистов. Главный акцент делается на комплектовании архивов документами Великой Отечественной войны.

Ещё не исследована до конца тема геноцида советского народа во время войны, хотя сегодня издаются тома документов с обличением нацизма. И многие факты только сейчас становятся достоянием общественности. В качестве одного из таких примеров Елена Малышева напомнила о детском концлагере в Вырице, история которого стала сюжетом для пронзительного фильма «Группа крови», который вышел на экраны в этом году. Эта история стала известна благодаря работе архивистов, нашедших документы.

Лингвист, академик РАН Николай Казанский говорил о значительных потерях в научной среде во время Великой Отечественной войны. Он призвал никогда не забывать, что победа над великом злом в лице фашистских захватчиков была оплачена нашей страной не только огромными человеческими жертвами, но и неисчислимыми культурными потерями. В своей книге «Ленинградские лингвисты во время Великой Отечественной войны» он рассказывает о трагических судьбах 120 учёных. По словам академика, «книга очень тяжёлая, но читать её нужно».

Накануне Великой Отечественной войны в Советском Союзе работало 300 педагогических вузов, рассказал ректор Московского государственного педагогического университета Алексей Лубков. Сегодня таких вузов всего 36. Но самое главное, что накануне войны в содержание образования возвращались патриотизм и герои русской истории. И даже имя великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова было присвоено МГУ как раз накануне войны – в 1940 году. И сама Великая Отечественная война заставила по-другому взглянуть на духовно-нравственные ценности русского народа, уверен Лубков. Неслучайно на параде на Красной площади 7 ноября 1941 года верховный главнокомандующий Иосиф Сталин провожал бойцов на фронт напутствием со словами: «Пусть вдохновят вас на ратный подвиг в этой войне мужественный образы наших великих предков – Дмитрия Донского, Александра Невского, Кузьмы Минина, князя Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова». Это и стало воссоединением наших исторических времён – и дореволюционного, и советского, а сегодня уже и современного времени, полагает ректор МГПУ.

Именно в годы войны, в 1943 году, в СССР было восстановлено патриаршество, а также образована Академия педагогических наук СССР.

Завершая своё выступление, Алексей Лубков напомнил, что подвиг советского учителя – не только его работа в классах, но и работа на фронте и процитировал строки из стихотворения Петра Синявского, посвящённого советскому учителю:

Он осилил всю тяжесть солдатских дорог,

Воевал по-геройски гордо.

Он учителем был, но на первый урок

Опоздал на четыре года.

https://russkiymir.ru/publications/341745/

26 / 11 / 2025

Показать обсуждение