15 июня заведующей кафедрой дошкольной дефектологии д.п.н., проф. Л.А. Головчиц была вручена Благодарность за содействие в организации образовательной стажировки «Социально-психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт Германии» студентов, обучающихся в Институте детства по программе «Дошкольная дефектология» (Ж. Мкоян, А. Мешковской, А. Крыловой), и выпускников факультета (Д. Матвиенко и др.).
Стажировка проходила в Берлине с 23 по 29 апреля 2017 года, в рамках Программы Европейского Союза ERASMUS+, направленной на поддержку сотрудничества в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта на период с 2014 по 2020 гг.
Во время стажировки российские педагоги и студенты Института детства МПГУ знакомились с практикой работы немецкой системы образования, учились, делились, обменивались с немецкими коллегами опытом инклюзивного образования и технологиями работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Программа стажировки носила практико-ориентированный характер и включала в себя такие мероприятия, как:
– посещение университета имени Элис Саломон – Alice Salomon Hochschule и мастер-класс профессора Хартмута Ведекинда (Prof. Hartmut Wedekind), руководителя отела дошкольного образования;
– представление опыта работы в учебно-методическом центре Der Eigenbetriebe Nord Ost и тематическая дискуссия: новые образовательные технологии, профессиональные компетенции, повышение квалификации педагогов, открытая педагогика;
– представление системы образовательных площадок и взаимодействие со школами и университетами на примере педагогического сопровождения экспериментальной площадки университетом имени Элис Саломон – Alice Salomon Hochschule: знакомство с практикой работы детского научно-исследовательского центра HELLEUM как экспериментальной площадкой для детей;
– мастер-класс «Система инклюзивного образования: теория и практика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» в социально – образовательной организации Modul e.V. Förderverein Modernes Lehren und Lernen in Schule, Aus- und Weiterbildung;
– практические занятия в коррекционной (интегрированное образование) школе Integrative Förderschule Bornholmerstrasse и мастер-класс «Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
– посещение школы Gustav freytag schule: участие в уроках информатики, немецкого и английского языков, обсуждение методик со специалистами по коррекционной педагогике; участие в уроках для детей с ментальными (умственными) нарушениями; мастер – класс «Работа со слабоуспевающими детьми» (дети, имеющие психологические, социальные, ментальные (умственные) особенности);
– знакомство с моделью работу консультационного центра в коррекционном детском саду Kita der Kaptn Browser Ggmbh и мастер-класс «Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
– знакомство с системой коррекционно-педагогического сопровождения детей в рамках практические занятий в коррекционном детском саду Käpt’n Browser, интегративного детского сада „Eigenbetriebe der Stadt Berlin Kindergärten Nordost“ и посещения билингвального (немецко-русского) детского сада, работающего по программе «Психолого-педагогическое сопровождение двуязычных детей и межкультурная коммуникация»;
– посещение детской фермы Kinderbauernhof Pinke Panke Spielraum e.V. (Внешкольная образовательная организация) – трансляция неформального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как делятся сами участки стажировки, практика международного сотрудничества, обмена опытом важна и полезна, так как даёт возможность увидеть со стороны взгляд на образовательную среду, перенять опыт работы друг друга, работать в совместных проектах, помогает педагогам расширять свои образовательные горизонты и участвовать в диалоге образовательных культур.