Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Образовательно-исследовательская поездка в Германию: итоги

Новости образования

В конце апреля группа студентов 1 курса Института детства МПГУ и преподавателей участвовала в образовательно-исследовательской поездке в Германию.
Основными целями поездки, которая проходила с 26 апреля по 1 мая, стали знакомство с развивающей и предметной средой немецких дошкольных образовательных учреждений и проведение сравнительного анализа системы дошкольного образования в России и Германии, в частности Москвы и Штутгарта.
Данное мероприятие прошло в рамках образовательного модуля факультета начального образования, по которому обучаются первокурсники, при поддержке фонда «Дар».
В течение поездки участники делились своими впечатлениями: часть 1, часть 2, часть 3.

Наша делегация посетила ряд интереснейших образовательных и развивающих организаций, демонстрирующих особенности педагогической системы воспитания и обучения подрастающего поколения в Германии. В качестве площадок для изучения особенностей развивающей и предметной среды принимающей стороной были предложены разные типы детских садов: городской муниципальный детский сад (Kinderhaus am Schloss Schondorf); детские сады, основывающие свою деятельность на принципах педагогической системы Монтессори (Montessori Kinderhaus Waiblingen, Montessori Kinderwelten Waiblingen-Beinstein), Реджио-Эмилия (Kinderhaus Violetta Ludvigsburg), Вальдорфской педагогики; а также уникальный детский сад с самобытной предметно-пространственной средой – Детский сад Эйнштейна (Tageseinrichtung für Kinder Stuttgart). По словам студентов-первокурсников, каждый из посещаемых ими детских садов отличался своей неповторимостью, но в то же время нес на себе отпечаток типичной немецкой педагогики, как, например, традиционная kinder conference – утренний или дневной круг, в котором обсуждаются события дня, и где каждый из детей может высказаться.
Действительно, уже при первом приближении можно обнаружить уникальность и неповторимость архитектурных решений, в которых выполнены здания и помещения каждого из детских садов. Все постройки имеют оригинальный дизайн, внутренние пространства организованы вплоть до миллиметра таким образом, чтобы дать ребенку как можно больше возможностей для организации самостоятельной познавательной или исследовательской активности (рисунки, поделки, подвесные сенсорные модули, рамки). При этом, пространства организованы с учетом индивидуальных особенностей детей. Например, для гиперактивных детей созданы комнаты расслабления, напоминающие сенсорные комнаты, где можно побыть наедине с самим собой, понаблюдать за движением пузырьков световой лампы или просто почитать книгу. Большое значение уделяется взаимодействию ребенка с животными и растениями, уходу за ними. Так, в каждом детском саду есть отдельные помещения, в которых содержатся кролики. Например, в Вальдорфской школе и детском саду дети заботятся об осликах, а также выращивают овощи, ягоды и цветы. Чаще чего детские сады оснащены не только детскими площадками для подвижных игр, но и приусадебными хозяйствами.
Во многом предметно-пространственная среда детских садов, в которых удалось побывать студентам, обогащена игровыми и дидактическими материалами немецкой компании Dusyma – разработчика оборудования для сенсорного и познавательного развития детей и международного поставщика этой продукции в детские сады. Делегации из МПГУ удалось поучаствовать в workshop по использованию возможностей игрового оборудования для развития дошкольников, который провела мастер-педагог компании Dusyma Игрид Спаркс.
Для всех участников поездки показательным стало посещение workshop профессора педагогики начальной школы Акселя Джансы в лаборатории Института прикладных наук (Hochschule Esslingen). В рамках workshop студенты познакомились с особенностями Реджио педагогики, смогли почувствовать себя младшими школьниками и провести интересные эксперименты на выбор каждого.
Один из дней программы был посвящен посещению парка «Erfahrungsfeld der Sinne» в Вюртемберге. Здесь каждый посетитель может обогатить свой опыт сенсорных ощущений (зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных) благодаря потрясающим природным постройкам и инсталляциям, выполненным непосредственно в лесном ландшафте. Инструктор проекта EINS+ALLES не только провела для студентов интересную экскурсию по территории парка, но и вовлекла их в несколько необычные действия. Например, группе было предложено встать друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящим, прикрыть глаза и попытаться понаблюдать за своими ощущениями. Так, с завязанными глазами и босыми ногами было предложено пройти по сенсорной дороге, состоящей из отрезков-отсеков, наполненных камнями, шишками, ветками и даже битым стеклом. В следующем упраждении было предложено приложить к лицу зеркало на уровне глаз так, чтобы увидеть отражение крон и ветвей деревьев на фоне неба, и прогуляться в таком положении по лесу. Это весьма необычайное задание нужно было выполнять в парах для того, чтобы обеспечить безопасность передвижения.
Вечером каждого дня организовывались встречи-обсуждения всех участников поездки, на которых каждый делился впечатлениями, полученными за день, и пытался анализировать новый опыт.
В свободное время были организованы посещения музеев Штутгарта. Группе удалось посетить Государственный этнологический музей (Lindenmuseum- Staatliches Museum für Völkerkunde) и Музей игрушки (Junges Schloss- Das Kindermuseum in Stuttgart).
В целом цели образовательно-исследовательской поездки были достигнуты. Студентам удалось познакомиться с разнообразными формами и моделями дошкольных образовательных учреждений, увидеть специфику авторских педагогических систем, обогатить собственный опыт и повысить профессиональную компетентность в области воспитания и обучения дошкольников.

Программа поездки: Schedule visit students from Moscow 23-04-2015

График открытых занятий по итогам поездки в Германию

 

 

 

07 / 05 / 2015

Показать обсуждение