Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Актуальные векторы образовательно-гуманитарного сотрудничества обсуждались на тематических круглых столах в рамках Международного семинара

Новости МПГУ

Работа XVII Международного семинара «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» продолжился 9 декабря 2025 года серией круглых столов по актуальным векторам образовательно-гуманитарного сотрудничества.

Началу их работы предшествовали презентация публикаций и проектов коллектива Кафедры ЮНЕСКО МПГУ по разным направлениям деятельности, соответствующим тематике дальнейших мероприятий этого дня, а также лекция «Третий путь» как несостоявшаяся восточно-центральноевропейская модель?» профессора Ференца Боди, старшего научного сотрудника Центра социальных наук Венгерской академии наук, Центра передового опыта Института политических наук, г. Будапешт, Венгрия. В своей небольшой лекции г-н Боди на примере Венгрии познакомил участников семинара с научными подходами к переосмыслению возможности послевоенного развития отдельных стран, альтернативно капитализму и социализму, по «третьему» пути, связанному с формированием национального сознания, прежде всего через образование. «Я думаю, что на сегодняшний день это важный научный вопрос. Когда мы задумываемся о том, что случилось в 90-е с политической системой, есть только один вариант – компромисс», – заметил ученый. Современный поиск альтернативного развития в пространстве многополярного мира отразили дальнейшие дискуссии на трех тематических круглых столах семинара.

 

Круглый стол «Межкультурный диалог и партнерство в образовании» с участием представителей кафедр ЮНЕСКО стран-членов БРИКС+ и стран Глобального юга (модератор – директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ, канд. филол. наук Марина Кривенькая) пригласил к диалогу партнеров Кафедры ЮНЕСКО МПГУ по одноименному проекту, который был запущен в 2024 году с целью расширения сотрудничества университета в данном приоритетном направлении. Итоги трех встреч с кафедрами ЮНЕСКО и педагогическими институтами Китая, стран Африканского континента и новых стран-членов БРИКС в течение прошлого года положили начало многостороннему сотрудничеству. В 2025 году проект продолжился с участием студентов университетов-партнеров по тематике всемирного историко-культурного наследия. Так, в этом году состоялись встречи магистрантов, обучающихся по направлению «Преподавание и популяризация русского языка, истории и культуры России среди иностранных граждан», Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ со студентами Хелуанского университета Египта и Читтагонгского университета Бангладеш. О своем опыте участия в проекте и о потенциале межкультурного диалога в молодежной среде через знакомство с историко-культурным наследием стран мира рассказали Виталина Холомеева, Варвара Воронцова, Арина Бурова, Оксана Беляева.

Выступление еще одной участницы проекта, принявшей деятельное участие в организации встречи со студентами из Бангладеш, аспирантки кафедры культурологии ИГО МПГУ Сармин Султаны было посвящено образовательному и гуманистическому потенциалу театра в России и Бангладеш как мосту между культурами. «Театр выражает традиции, универсальные подходы человечества, он помогает людям преодолеть границы, особенно в сегодняшнем цифровом мире, и выстроить межкультурный диалог, что сегодня является максимально важно», – сказала Сармин. Она также подчеркнула, что, вовлекая наши театральные традиции в диалог, мы можем развивать новые формы сотрудничества и обмена образовательными инновациями России и Бангладеш.

Тема использования искусства для межкультурного диалога нашла свое продолжение в выступлении Ирины Минаевой, преподавателя Школы природного голоса, магистранта направления «Преподавание и популяризация русского языка истории и культуры России среди иностранных граждан» ИСГО МПГУ. Она представила хоровое искусство как универсальное средство межкультурного диалога. «Хоровое пение – яркое отражение культурных ценностей разных народов. В музыке звучит душа народа. Хоровое искусство – универсальный язык, объединяющий культуры», – напомнила Ирина.

Партнерству как фундаментальной идее, которая пронизывает всю историю ЮНЕСКО, было посвящено выступление начальника научного центра, зам. зав. кафедрой ЮНЕСКО «Культура мира через образование и партнёрство» Республиканского института высшей школы, г. Минск, Республика Беларусь, Натальи Клишевич. За 80 лет существования Организации «…именно партнерство стало тем интеллектуальным и институциональным ресурсом, который позволил объединить государства, научные сообщества, образовательные учреждения, гражданское общество ради общей цели – мира и устойчивого развития, – напомнила докладчик. – Партнерство обеспечивает обмен знаниями, формирует глобальную солидарность и укрепляет доверие между народами. ЮНЕСКО продолжает быть той платформой, где партнёрство превращается в стратегию устойчивого развития». Конкретным результатом деятельности Кафедры ЮНЕСКО из Беларуси стали «Методические рекомендации по внедрению технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс и в процедуры аттестации студентов учреждений высшего образования», с которыми Наталья познакомила участников семинара.

На школьном уровне о формировании готовности обучающихся к межкультурному диалогу со странами БРИКС на примере проектов Ассоциированных школ ЮНЕСКО Ульяновской области рассказала Любовь Савельева, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева» при Ульяновском государственном университете имени И.Н. Ульянова», международный тренер по межкультурной коммуникации, создатель и руководитель Ассоциации клубов интернациональной дружбы г. Ульяновска. В лицее изучают китайский и корейский языки, происходит обмен посылками и письмами со школой Apple global school, школьники участвуют в межкультурном воркшопе «Колорит Ирана», проводится слет клубов интернациональной дружбы, международный фестиваль языков, международный фестиваль «Мелодия БРИКС» по конкретным странам, реализуется масштабный проект «Школьные диалоги БРИКС». Ребята из Ульяновска не просто изучают, но и посещают страны БРИКС, причем после прохождения специальной подготовки в области популяризации культуры России. Проект коллег из Ульяновска имеет все шансы стать межрегиональным, и Кафедра ЮНЕСКО МПГУ готова к вовлечению в него московских студентов и школьников.

 

Работу семинара продолжил Круглый стол «Подготовка педагогических кадров для русскоязычного сегмента образования за рубежом» (модератор – ответственный секретарь Международного педагогического общества в поддержку русского языка, доцент кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ, канд. ист. наук Анна Орлова). Последние годы встреча коллег Международного педагогического общества в поддержку русского языка, а также российских специалистов в области развития образования на русском языке в странах мира стала традиционным мероприятием семинара. Проблемное поле этих сессий охватывает два основных аспекта: региональная специфика развития русскоязычного сегмента образования, а также вопросы методической поддержки учителей и преподавателей. Региональная тема в этом году была представлена нашим коллегой из Афганистана, бывшим преподавателем кафедры русского языка Кабульского университета, корреспондентом Sputnik Мохаммадом Каримом Безханом, который осветил современную ситуацию с преподаванием русского языка в Афганистане.

Выступление Натальи Александровны Бондаренко, доцента кафедры межкультурной коммуникации Института языков и культур имени Льва Толстого, о практиках развития культурно-образовательного диалога славянских стран и актуальности популяризации славянской культуры среди иностранных студентов, изучающих русский язык в России, задало общую тональность обсуждению вопросов, связанных с языковой и культурной идентичностью студентов в полилингвальном пространстве. Белорусские коллеги: Инна Ричардовна Винник, учитель русского языка и литературы «Сновской средней школы» Республики Беларусь представила опыт подготовки обучающихся белорусских школ к выбору педагогической профессии на учебных занятиях по русскому языку и литературе; Анна Викторовна Ерошевич, преподаватель Белорусского национального технического университета города Минска, сделала акцент на важности развития лингвокультурологических практик для иностранных студентов, изучающих русский и белорусский языки.

Методическую линию продолжили турецкие коллеги из Университета Анадолу г. Эскишехир. Соннур Актай, преподаватель русского языка и литературы, представила комплексное исследование характера перевода с помощью ChatGPT с русского языка на турецкий. Специфика такого перевода, его смысловые и контекстуальные искажения показывают ограниченность этого инструмента в работе преподавателя. Ее коллега Шекип Актай затронул проблему неологизмов в современном русском языке и специфику их изучения турецкими студентами.

 

Круглый стол «Ценностный компонент в образовании: западная и восточная традиции» (модератор – директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений, доцент кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ, канд. ист. наук Елена Теплова) собрал тех, кто занимается вопросами духовно-нравственного образования и воспитания. Он начался выступлением Равили Зианшиной, заместителя начальника – выпускающего редактора Информационно-издательского центра Мусульманской религиозной организации, Духовно-образовательная организация Высшего образования «Болгарская Исламская Академия», которая рассказала о мерах по сближению светского и религиозного современного образования, отметив, что этот процесс является важнейшим фактором   стабилизации общества.  Ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ, д-р пед. наук Игорь Метлик в своем докладе подробно охарактеризовал ценностный компонент в российском образовании в условиях формирования многополярности. Педагог и публицист Дарья Коробейник презентовала авторские программы и методические материалы, направленные на развитие представлений учащихся и их родителей о базовых национальных духовно-нравственных ценностях.

На мероприятии состоялся широкий обмен педагогическим опытом: педагоги-практики, работающие в столичных образовательных организациях, рассказали о своих методиках работы со школьниками. Учитель начальных классов ГБОУ Школа № 854 Зеленограда Марина Деметрашвили выступила с сообщением «Сохранение культурных традиций семьи», рассказав о деятельности школьного Музея Семьи. Учитель труда высшей квалификационной категории АНО Православная общеобразовательная школа-пансион «Плёсково» Эдуард Сафронов поделился опытом создания тематических экспозиций по русской цивилизации на школьных выставках, а педагог допобразования ГБОУ «Школа “Интеллектуал”», волонтер Дина Борухина раскрыла преимущества и особенности   спецкурса по религиоведению в средней школе.

С большим интересом участники выслушали рассказ московского учителя истории и обществознания ГБОУ «Школа №1566» Максима Романова о разработке и реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы “Хождение в Москву”». Эта работа была представлена   в 2025 г. на конкурс «За нравственный подвиг учителя», финалисты которого принимали участие в работе данной сессии.

После подведения итогов обсуждения этого интересного и важного мероприятия декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования, д-р ист. наук, профессор Елена Омельченко вручила финалистам Московского регионального XX ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя» грамоты Департамента образования и науки г. Москвы и благодарственные письма Отдела религиозного образования московской епархии.

 

М. Кривенькая, А. Орлова, Е. Теплова

13 / 12 / 2025

Показать обсуждение