На Международной научно-практической конференции “Междисциплинарные исследования проблем развития и здоровья ребенка”, организованной с 09.10.2023 по 13.102023 Институтом развития,здоровья и адаптации ребенка Российской академии наук была проведена секция “Создание единого образовательного пространства системы дошкольного образования: ориентиры и инструменты”. Модератором секкции выступила Изотова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Проект «Детский сад — маршруты развития» на секции представила Марич Екатерина Михайловна, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка РАО»
Основные инструменты и содержание просвещения родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации осветила кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Кротова Татьяна Викторовна. Просветительская деятельность сегодня выступает как мера Государственной поддержки семей с детьми и направлена не только на информирование родителей, но и на формирование у них успешного опыта воспитания детей и родительской компетентности.
Секция затронула вопросы создания интерактивных инструментов для конструирования образовательных программ в дошкольных организациях. Эти инструменты позволяют учителям более гибко и эффективно составлять программы, учитывая потребности и особенности каждого ребенка. Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук Парамонова Маргарита Юрьевна представила уникальный инструмент для разработки дошкольными образовательными организациями образовательных программ — Конструктор образовательных программ дошкольного образования. Содокладчиками выступили профессор кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук Толкачева Галина Николаевна и доцент кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук Никифорова Ольга Владимировна.
Один из важных инструментов, обсуждаемых на секции, – комплексная психолого-педагогическая диагностика. Этот инструмент позволяет анализировать риски и ресурсы развития ребенка в процессе освоения федеральной образовательной программы дошкольного образования. Вопросы создания мониторинга и диагностического инструментария были освещения кандидатом психологических наук, доцентом кафедры возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Молчановой Галиной Викторовной. Содокладчиками выступили профессор кафедры возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат психологических наук Авдулова Татьяна Павловна и доцент кафедры возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат психологических наук Хузеева Гузелия Рифкатовна.
В рамках секции был проведен круглый стол. На круглом столе были выделены проблемные поля и ресурсы отечественного дошкольного образования, такие как «Семья и родители», «Образовательная среда ДОО», «Ребенок и детский коллектив», «Социум и культура». Каждый участник круглого стола выступал с кратким выступлением, в котором выделял проблемное поле, актуальную трудность и предлагал конкретные пути и опыт их преодоления. Заведующий кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук Куланина Ирина Николаевна затронула на круглом столе значимый вопрос эстетического воспитания и формирования эстетической образовательной среды. Своими размышлениями по вопросам создания в ДОО образовательной среды и наполнения инфраструктуры поделилась старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психлологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук Кричевцова Екатерина Игоревна. Также свой взгляд на единое образовательное пространство дошкольного образования представили педагогические ВУЗы и ИРО Российской Федерации.
Приглашаем Вас посмотреть трансляцию секции.