Делегация Института детства МПГУ продолжает знакомиться с образовательной системой Чехии.
3 день – Ландкраун, 3 ноября 2015
Сегодня был интересный и насыщенный день, посвященный знакомству с системой образования от детского сада до работы в одном небольшом чешском городе – Ландкрауне. В Ландкрауне мы провели весь день.
Утро началось с посещения детского сада. Само его здание и внутреннее устройство очень похожи на наши детские сады, но нас впечатлило то, как украшен детский сад внутри: на стенах в коридорах и в детских группах висят поделки детей. Удивило то, что при работе с детьми используют много природного материала: дети рисуют, раскрашивают и делают различные поделки; каштаны, палочки, листья и многое другое используются детьми в игре. В детском саде всего четыре группы, примерно по 25 человека каждая. Группы разновозрастные – от 3 до 6 лет. В каждой группе два воспитателя. Нам посчастливилось увидеть то, как проходят некоторые занятия. Мы заметили, как отличается взаимодействие воспитателя с детьми от такого же взаимодействия в наших детских садах. Воспитатели взаимодействуют абсолютно со всеми детьми. Они могли уделить внимание каждому ребёнку, при этом контролировали ситуацию во всей группе. В основном это происходило так: один вовлекал детей в общую деятельность, а второй воспитатель отслеживал тех детей, которые уставали, или им была не интересна предлагаемая активность, и он сразу предлагал заняться чем-то содержательным таким детям. Мы заметили, что дети много занимаются с различными конструкторами. Образовательная программа дошкольного образования выстроена в детском саду на основе общих принципов и критериев, на которые необходимо опираться воспитателю. В каждой группе существует своя программа образования, при создании которой педагог опирается на свои знания о конкретных детях группы.
После детского сада мы были приглашены на встречу к мэру города, который рассказал нам обо всём городе и мероприятиях, которые проводятся для жителей. Также он говорил о том, что учащиеся их школ могут ездить в другие страны, чтобы знакомиться с их образованием. Нас поразило, насколько мэр знает все школы и детские сады своего региона, а также конкретных способных детей.
Из ратуши мы отправились в школу ZŠ Dobrovského. Начальная школа (первая ступень основной школы – 1-5 классы). Нас поразило то, что школа, так же как и детский сад, была внутри украшена детскими работами. Во всех школах Чехии ценят самовыражение учащихся и позволяют им организовывать свою образовательную среду. В помещениях 1 и 2 класса имеется зона для отдыха, а также маленький живой уголок. Дети работают с интерактивной доской, проходят учебный материал с использованием различных игр. Очень много в обучении ручной деятельности – поделок, конструирования, рисования, лепки и т.п. Также дети ведут календарь погоды и список ответственности. После уроков дети могут остаться в группе продленного дня. Для внеурочной деятельности выделены отдельные классы. В группе продлённого дня дети отдыхают, играют в игры, смотрят мультфильмы. Домашнюю работу выполняют только, если родители попросят об этом.
Мы также познакомились и со второй ступенью школы (6-9 классы), узнали некоторые принципы обучения, реализуемые в этой школе. Мы заметили, что обучение на данном этапе очень схоже с российским образованием. Развита система дополнительного образования – нам показали занятие по робототехнике, которая особенно значима в этой школе. Ученики активно приобщаются к труду – следят за садом школы, работаю в мастерских, следят за животными в живом уголке и т.п.
В этот же день мы побывали профессиональном колледже, где директор нам рассказал и показал фильм об основных направлениях своей школы. В этом колледже (точнее Высшей школе SOSиSOU) много разнообразных направлений подготовки: робототехника и электроника, переплетное дело, косметология, парикмахерское дело. Здесь мы попробовали себя в переплетном деле, побывали «материалом» для практики парикмахеров и косметологов.
Вечером мы отправились в инженерную компанию SOMА. Там нам рассказали о том, как они производят станки, показали, как они устроены и как работают.
Таким образом, в течение дня мы смогли проследить, как выстраивается образование от детского сада до работы; увидели особе внимание к конструированию, моделированию, робототехнике на всех ступенях образования от дошкольного возраста до зрелости.
4 день – Литомышль, 4 ноября 2015
Сегодняшний день был посвящен поездке в город Литомышль. Там мы посетили гимназию имени Алоиса Жирасека, в которой располагаются классы основной и старшей школы. Сначала нам представили наиболее успешные проекты учащихся этой гимназии, которые помогает реализовать чешское научно-техническое сообщество AMAVET. После этого у нас была экскурсия по зданию, в котором мы ознакомились с историей гимназии, посетили множество кабинетов, а также поприсутствовали на нескольких уроках естественнонаучного цикла и уроках музыки. Мы отметили наличие лабораторий для проведения практических занятий, где дети имеют возможность работать самостоятельно. Особое внимание в этой гимназии уделяется проектно-исследовательской деятельности, лучшие проекты которой участвуют в международных конкурсах и конференциях. Один из учителей рассказал нам, что в этом году гимназии исполнилось 375 лет со дня открытия. Здание, в котором ныне располагается гимназия, внешне напоминает замок, с башни которого открывается прекрасная панорама города. Этому зданию почти сто лет.
После посещения образовательного учреждения мы отправились на пешую экскурсию в замок Литомышль. Мы узнали, что у замка богатая история. Первые упоминания о нем встречаются в чешской хронике, начиная с 981 года! Фасады замка были искусно украшены живописными работами в оригинальной технике – сграффити – снятие верхнего слоя в декоративном искусстве. Внутренний двор был украшен фигурной лепниной. В 1999 году замок вошел в список памятников ЮНЕСКО за оригинальную архитектуру эпохи Ренессанса.
День закончился торжественным ужином, на котором присутствовал директор Высшей школы бизнеса, ремесла и сервиса Анна Пехачкова. В этой школе, которая находится в старом замке города Жамбэк, мы проживали три дня и три ночи. Традиционные чешские блюда на ужин были приготовлены студентами это школы. Вечер сопровождался не только прекрасно приготовленными блюдами, но и приятной дружеской беседой.
Хотим выразить огромную благодарность директору школы, администрации и студентам за теплый прием.