9 октября в главном корпусе МПГУ состоялось очередное деканское совещание. В рамках основной повестки было предложено рассмотреть вопросы проектирования содержания образовательных программ для иностранных граждан и вопросы организации практик студентов в рамках сетевого взаимодействия.
По сложившейся традиции ведущим совещания выступил первый проректор МПГУ Виктор Дронов. Первое слово в рамках повестки было предоставлено проректору по учебно-методической работе Екатерине Балабаевой.
Проректор отметила, что МПГУ имеет обширный опыт разработки и реализации образовательных программ для иностранных граждан, и в этой работе крайне важно учитывать особенности того или иного государства, требования государственных стандартов и др. В ходе выступления было представлено несколько моделей реализации образовательных программ для иностранцев, среди которых и совместные образовательные проекты двух государств, и обычные образовательные программы, которые иностранные граждане осваивают наравне с гражданами РФ. Особое внимание в программах для иностранцев следует уделять языковой подготовке. Эти вопросы неоднократно рассматривались на заседаниях учебно-методического совета МПГУ.
О содержании модуля «Русский язык как иностранный» в образовательных программах для иностранных обучающихся рассказала Елена Макеева, директор Российско-китайского координационно-методического центра МПГУ. Структура данного модуля включает в себя два блока дисциплин, обеспечивающих владение русским языком (в т. ч. русским языком профессионального общения), а также блок практической подготовки общим объемом 47 зачетных единиц. Реализация модуля требует соответствующего методического и кадрового обеспечения.
Следующий вопрос повестки был посвящен организации практики студентов в рамках сетевого взаимодействия с регионами и странами. Основным докладчиком по вопросу выступила заместитель начальника учебно-методического управления МПГУ Елена Бирюкова. В рамках выступления были освещены различные аспекты и преимущества организации выездной практики, среди которых развитие коммуникативных навыков, знакомство с регионом и его спецификой, погружение в новую образовательную среду и др . Был освещен успешный опыт выездных практик Университета в Калининградскую область. Особого внимания заслуживает также совместный опыт МПГУ и Института коррекционной педагогики РАО по организации выездной практики будущих учителей-логопедов и учителей-дефектологов, которые в течение двух недель знакомились с региональными системами образования детей с ОВЗ и перенимали опыт педагогов-наставников.
В качестве содокладчиков по данному вопросу выступили директора и деканы институтов и факультетов МПГУ, которые поделились своими результатами выездных практик. Елена Омельченко, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, рассказала об опыте организации выездной практики в Республике Дагестан, основным направлением которой стали раскопки и работа с архивными материалами музея, а также ознакомительные просветительские мероприятия. Важнейшим для МПГУ результатом данной практики стало укрепление связи с регионом и налаживание сотрудничества.
Декан Географического факультета Елена Филатова рассказала о поездке студентов географического факультета в Белоруссию. Программа практики предполагала посещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, посещение природных, историко-культурных и иных объектов, которые оставили у студентов яркие воспоминания и впечатления.
Опытом фольклорной, диалектологической и археологической выездных практик в Тверскую область и Старую Руссу поделилась Елена Чернышева, директор института филологии. В рамках практик студенты осуществляли сбор и систематизацию материалов, аналитическую работу, работу с фольклорным материалом в государственных архивах области, поиск и анализ редких фольклорных произведений.
Константин Зубрилин, декан художественно-графического факультета, рассказал о пленэрной практике студентов в Санкт-Петербурге. Практика осуществлялась во взаимодействии с РГПУ им. А.И. Герцена путем студенческого обмена. Мероприятия практики включали экскурсии, посещения музеев и выставок, пленэры в живописных местах Санкт-Петербурга и Москвы.
Подводя итоги совещания, Виктор Дронов отметил особую важность практической подготовки как одной из ключевых составляющих образовательного процесса и поблагодарил участников за продуктивную работу.
Проект решения направлен участникам совещания.
Помощник проректора Т.М. Кадзоева,
Учебно-методическое управление
Фото О.Петровой