В воскресенье группа сотрудников и студентов МПГУ отправилась в образовательный тур в Германию, о чем мы уже сообщали ранее.
Продолжается интенсивная работа по знакомству со спецификой немецкой системы обучения. Наши студентки делятся новыми впечатлениями и наблюдениями.
Новикова Дарья
28.04.2015
Я посетила обычный детский сад. Он работает с семи утра и примерно до пяти вчера. В нем проводят свое время детишки от 1 года до 6 лет. Всего в детском саду 50 детей.
Ну а теперь я расскажу подробней об устройстве детского сада.
Детские группы расположены на трех этажах, их (групп), кстати, всего три. В группе с детьми постоянно находятся воспитатели. Они проводят с детьми различные занятия и игры, стирают, готовят деткам еду, которую закупают заранее и хранят в специальных шкафах и холодильниках в подвале. Группа включает в себя различные зоны. Так, например, в одной из групп есть зона, где находятся игрушки, зона, где располагаются столики, за которыми детишки кушают, и зона свободного пространства. В ней обычно проходят игры и какие-нибудь занятия. Еще есть очень интересное помещение, в котором дети могут готовить под присмотром взрослых. Столики так устроены, что ребенок находится на уровне взрослого, хотя готовка происходит на одном столе. Воспитатели детского сада сказали нам, что дети могут готовить совершенно различную еду, приготовление которой не занимает слишком много времени. Еще есть пространство, в котором дети с воспитателями могут поиграться, позаниматься с водой. Это позволяет работать с различными материалами, тем самым познавать их свойства и свои возможности, экспериментировать.
Детки в детском саду к нам практически не подходили, хотя и наблюдали за нами с большим интересом. Также хотелось бы отметить, что они довольно самостоятельны. Их приучают к этому с самого раннего возраста.
Детям дано довольно много свободы. Очень странным для меня показался следующий случай: дети скатывались на животе по лестнице головой вниз, а воспитатели просто шли рядом, не делая замечаний. То есть дети делают то, что хотят, что им нравится. Эти могут быть и тактильные ощущения и пространственное восприятие. Для меня все это кажется необычным, потому что в наших детских садах это не практикуется. У нас все диктует воспитатель, а дети должны это делать. Вообще, при осмотре детского сада в голове происходило сравнение немецких детских садов с нашими. В Германии совершенно другие методики, направленные на развитие самостоятельности и индивидуальности.
Петрова Полина
Институт. 28.04.15
Сегодня мы посетили институт, в котором находится лаборатория для детей по изучению естественных наук (физики, химии) и математики. Сейчас в нем обучается свыше 6000 студентов. Лаборатория создана на базе объединенных факультетов начального образования и естествознания. Ее глава рассказал нам об основах создания данной лаборатории и о ее истории. Появилась она 8 лет назад и ее основание связано с педагогикой Рэджио Эмилии, о которой нам сегодня рассказал руководитель лаборатории. Также нам поведали, что наборы для экспериментов были созданы студентами университета, в котором она находится.
Каждый набор содержит в себе:
– предметы для поведения эксперимента.
– инструкцию ( первая: в картинках, вторая: написана сплошным текстом).
Проделывая опыт, я еще острее осознала, как ребенок исследует этот мир, какой подход следует использовать, если хочешь научить ребенка трудной теме и показать ее наглядно. Средние и старшие школьники могут актуализировать свои знания, проделывая опыты. Таким образом, данная лаборатория может служить не только средством развития и обучения, но и средством актуализации знаний и средством их закрепления (это будет зависеть от знаний ребенка и его возраста).
Шрамко Карина, Колотенко Наталья
Сегодня одним из пунктов нашей программы было посещение детского садика Монтессори. С первых минут посещения этого места мы сразу обратили внимание на просторную и комфортную обстановку. Коридоры детского сада большие. ДО рассчитано на 80 детей, но так как он открылся в прошлом сентябре, количество детей не превышает шестидесяти. У самого входа на стене висит телевизор, который транслирует режим дня, в том числе есть информация о том, чем будут кормить детей. Это очень удобно для родителей. Напротив находится живой уголок, большой аквариум с множеством различных рыб. Пройдя чуть дальше, можно увидеть детские шкафчики. На них наклеены фотографии и имена детей. Заметим, что в одной группе дети от 3 до 6 лет. Есть полочки для некоторых вещей: работы детей, информация для родителей. Каждый день они их забирают. Далее начинается самое интересное: посещение группы. Оно разделено на несколько зон:
1) Социально-бытовая;
2)Познавательная;
3) Сенсорная;
4) Речевого, математического развития;
Особенностью является то, что каждый ребенок выбирает свой вид деятельности. Если же он не закончил начатое, то кладет рядом с материалами карточку с именем, и воспитатель не может убрать это. Такой способ организации помогает приучить детей доделывать начатое до конца. Наблюдая за детьми, можно заметить, что каждый ребенок внимателен к своим сверстникам: помогает младшим, не портит и не вмешивается в деятельность другого. Внимание детей достаточно долго удерживается. Такая свобода действий способствует развитию самоорганизации. Детей взаимодействуют друг ️с другом и часто занимаются в парах или тройках. Очень ярко выделяется то, что у детей есть доступ ко всем материалам: они могут самостоятельно включать магнитофон, мыть за собой посуду. Развивающий материал многофункционален, подходит для детей разных возрастов. Дети очень эмоциональны и на нас реагировали очень доброжелательно. Пытались поговорить, задавали вопросы, а затем поняли, что мы не говорим по-немецки. Ребята общались с нами с помощью мимики и жестов. Мы после некоторого времени нашли общий язык и даже играли в настольные игры.
Выйдя из группы и пройдя чуть дальше, можно увидеть большую кухню, на которой дети в разное время обедают вместе. Еду не готовят в детском саду, а привозят уже готовую и разогревают ее. Мы побывали на различных занятиях, например, на физ-ре. На занятии детям дают полную свободу действий, а после, в конце занятия, воспитатель вместе с детьми садятся в круг, и они обсуждают, что именно им понравилось на занятии.
Нам очень понравилась организация и обучение в этом детском саду.
Садовникова Анна
Сегодня второй день нашего пребывания в Германии. После завтрака мы поехали в музей чувств. Данный музей отличается тем, что люди с ограниченными возможностями проживают на его территории, тем самым социализируются и внедряются в жизнь музея. Задачей музея является показать иной взгляд на те или иные вещи, используя разные методы восприятия. Например, поднимаясь в гору, мы шли спиной вперед, тем самым изменив наши обыденные действия. И идти спиной, между прочим, оказалось легче, потому что мы не видели куда мы идем и не додумывали ненужную информацию. Поднявшись немного наверх, мы увидели дорожку, наполненную разными составляющими: булыжниками, стеклами, шишками, щепками и так далее. Все это находилось в разных секциях. Нас попросили снять обувь и пройтись по этой дорожке с закрытыми глазами, держась за плечи другого. У меня это задание вызвало небольшой шок, ибо голыми ногами по грязной и холодной земле мне никак не хотелось идти. Но чувство любопытства меня пересилило, и я все-таки сняла свою обувь. И не зря! Идти было страшно, ведь шли мы с закрытыми глазами и дорога была непредсказуема, ощущения в ступнях ног тоже были неопределенные… Но после выполнения испытания я испытала расслабление и некое умиротворение. Так мы столкнулись с тактильным восприятием. Затем мы держали равновесие, поднимаясь вверх по пенькам. После этого мы поднялись еще выше и обратили внимание на белые прямоугольники на деревьях. Они были на разном уровне, разного размера. Почему, нам рассказали позже. Оказывается, если встать на определенную точку и покрутиться, то эти белые фигуры выливаются в одну линию по кругу и это просто нереально. Также на территории музея находилось много животных: ламы, козы, кролики. После этого мы отправились подкрепиться в итальянский ресторанчик, нас накормили вкусной едой и мы поехали на завод игрушек фирмы DUSYMA. Мы кратко ознакомились с историей создания этого бренда и отправились в здание, для непосредственного ознакомления с этими игрушками. Вначале мы рассказывали о себе без слов с помощью игрушек, что было достаточно необычной практикой для меня, но весьма увлекательной. Потом нас попросили проявить свою любовь через действия по отношению к игрушечному младенцу и после выполнения этого задания, выбрали нескольких людей для показа тех же чувств, но уже по отношению к Сергею Александровичу Ловягину – одному из руководителей нашей делегации, – что выглядело очень забавно и смешно. После этого мы рисовали на подсвеченном стенде с помощью желе, пены для бритья, красок и так далее, в конце получилась симпатичная картина. Также у нас было театральное представление с помощью нас самих же, все мы очень смеялись. После этих занятий я взяла пару идей на заметку. Последним событием этого дня была поездка в сад. К сожалению, детей в нем не было, но садик всё равно произвел отличное впечатление и оставил много положительных эмоций. В этом саду все очень уютно и продумано. Спать детей не заставляют, но у них есть отдельное помещение с кроватями, в которых они смогут спать, когда угодно. Многие группы разделены на два этажа, на втором этаже, как правило, игровая зона. Комнаты маленькие, но продуктивные. Есть необходимое оборудование и даже учебная кухня для детей, отдельная комната для рукоделия. Поразило то, что в саду очень много света, большие окна. Под конец дня мы очень устали, но остались очень довольны. Завтра наше путешествие продолжится.
Писарева Анна
26 апреля мы прилетели в город Штутгард, Германия. Город встретил нас солнечной теплой погодой. До отеля мы добирались на электричке и на метро. Когда мы спустились в подземное помещение, я сразу обратила внимание насколько сильно отличаются станции метро в Москве и в Германии. Во-первых, все в черно-белых тонах, посередине станции висит схема метро. Платформы оборудованы световыми табло, лавочками и мусорными урнами. Во-вторых, метро оборудовано лифтами для передвижения людей с ограниченными возможностями. В-третьих, поезда очень короткие – всего 4-5 вагона. Однако все сидения очень чистые и нигде нет мусора. Когда мы ехали в электричке, я наблюдала огромные территории полей, вдали виднелись маленькие дома на холмах, вокруг уже все деревья расцвели и в воздухе стоял приятный аромат весны. Затем мы пересели в вагоны метро. Проезд в них очень дорогой, выгоднее брать карту на несколько человек. Данные вагоны проезжают не только под землей, но и на улицах.
После того, как мы расположились в номере, мы все вместе пошли гулять по городу. Штутгарт очень красивый и спокойный город. В нем чувствуешь себя совсем по-другому! Нигде нет высотных зданий и нет такого ощущения, что на тебя что-то давит. Ты идешь и наслаждаешься архитектурой чужого города, невольно прислушиваешься к речи прохожих и стараешься запечатлеть у себя в памяти каждый домик, каждый магазинчик и другие необычные места. Дорога привела нас в огромный парк, в центре которого расположен пруд. В данном парке есть отдельная площадка для детей, несколько кафетериев, но что больше всего меня поразило – это шахматы! Асфальт раскрашен под шахматную доску и рядом стоят пластмассовые фигуры. Любой желающий может сыграть с кем-нибудь партию. Рядом стоят скамейки, на которых сидят люди, они отдыхают и наблюдают за игрой. Немцы очень приветливый народ! Гуляя по парку, к нам подошли несколько человек и спросили, откуда мы приехали, рассказывали свои впечатления о городе, советовали места для посещения. Также, проходя мимо лавочек некоторые немцы здоровались с нами и махали рукой. Так как это был выходной день, то на улицах города, а особенно в парке и в центре было очень много взрослых и молодежи. Также встречались семейные пары, которые кормили уток на пруду. После парка мы отправились на центральную площадь! Там стоит огромное здание в виде замка. Многие люди лежали прямо на траве и читали книги, а кто-то даже и дремал! Меня очень поразил тот факт, что магазины работают по будням до 20:00, а в воскресенье они вообще не работают. То есть люди не тратят весь день на походы по магазинам на выходных, как это делают большинство россиян, а выходят на улицу и наслаждаются природой и общением друг с другом. Очень интересно было наблюдать за детьми. Многие из них просто бегали по траве босиком или же играли в футбол, пока родители сидели рядом. К вечеру у меня накопилась приятная усталость и мы отправились в обратный путь. Данный день оставил у меня только положительные эмоции! Мы немного познакомились с самим городом, его жителями и архитектурой.