Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Наука на благо общества: участие Кафедры ЮНЕСКО МПГУ в семинаре об академическом праве

Новости МПГУ

В рамках программы межуниверситетского сотрудничества УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО продолжается серия дистанционных семинаров о влиянии науки и академического сообщества на развитие общества.  14 июня 2023 года в рамках мероприятий, посвященных 75-ой годовщине Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), отмечаемой в течение года, для кафедр ЮНЕСКО прошел Семинар № 5 «Наука на благо общества – роль права на науку». Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ в числе других кафедр ЮНЕСКО РФ и мира стала его участником.

В цели семинара входит мобилизация междисциплинарного опыта кафедр ЮНЕСКО и университетских сетей для обсуждения стратегий совершенствования реализации права на науку, которое имеет основополагающее значение для сокращения неравенства и обеспечения устойчивого развития мирового сообщества. Кафедры ЮНЕСКО, и академическое сообщество в целом, могут внести неоценимый вклад в дальнейшее разъяснение содержания этого права, повышение осведомленности и поддержку воплощения научных данных в политику.

Открывая семинар, координатор исследований сектора программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО Кит Холмс в своем приветственном слове отметил, что права человека, в том числе в науке, неразрывно связаны с международной экономической системой, которая призвана способствовать социальной и экономической справедливости, объединять множество взглядов и традиций. Он также обратил внимание на необходимость соблюдения принципов свободы и ответственности в науке: «Свободная и ответственная научная практика имеет основополагающее значение для научного прогресса, благополучия человека и окружающей среды», –  напомнил докладчик.

Модератором семинара выступил специалист по программам Секции ЮНЕСКО по вопросам инклюзии, прав и межкультурного диалога, член Сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО Константинос Тарарас. Вступительное слово было предоставлено директору Отдела исследований, этики и инклюзивности Сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО Ангеле Мело. Она кратко изложила итоги очередной сессии Совета по правам человека ООН, в ходе которой основное внимание было уделено обеспечению свободы выражения мнений, свободе права на науку и технологии. Кроме того, А. Мело отметила необходимость совместного формирования знаний с участием ученых всех стран, трансформации всего нашего сообщества для противостояния современным вызовам.

Далее научный сотрудник Университета Люцерна, советник по правам человека на науку (Женевский центр по упреждению научной дипломатии (GESDA), Швейцария) Моника Плоцца обратила внимание на то, что обеспечение прав человека обязывает государства сохранять, развивать и распространять науку, уважать свободу, необходимую для научных исследований, а также поощрять и развивать международные контакты и сотрудничество в научной области. По ее мнению, свобода науки достигается через сотрудничество ученых: ученые и их научные знания получили высокую оценку мирового сообщества за помощь в борьбе с болезнями и их последствиями, за открытие вакцин в рекордно короткие сроки, за поддержку функционирования наших обществ и экономики. Тем не менее, весь потенциал науки останется неиспользованным, если не будет твердой приверженности подходу, основанному на правах человека, с правом на науку в центре. По ее убеждению, кафедры ЮНЕСКО, и академическое сообщество в целом, могут внести неоценимый вклад в дальнейшее разъяснение содержания права на науку, повышение осведомленности и поддержку внедрения научных данных в политику.

Профессор истории и культурных прав кафедры ЮНЕСКО по культурным правам (Копенгагенский университет, Дания) Хелле Порсдам обратила особое внимание на соблюдения права на науку и обеспечение свободы науки, на необходимость защиты свободы науки для обеспечения научного прогресса, на важность международного сотрудничества в научных исследованиях. Она также выразила мнение, что значительную ответственность за обеспечение свободы науки несут политические деятели и законодатели. Докладчик выделила две, вызывающие тревогу, тенденции: сохраняющееся неравенство в доступе к научным знаниям и применению достижений научного прогресса; а также порочный круг падения доверия к науке и посягательствами на научную свободу и безопасность ученых. Такие мнения послужили основой для призыва государств-членов ЮНЕСКО на 216-й сессии Исполнительного совета Организации совершенствовать выполнение нормативного документа «Рекомендации ЮНЕСКО 2017 года о науке и научных исследованиях», который формулирует видение науки, основанное на ценностях. С учетом того, что на политику в сфере науки в последние годы серьезное влияние оказывают изменения климата и борьба с инфекциями, «бороться надо не друг с другом, а всем вместе с возникающими проблемами», – заметила Х. Порсдам.

В выступлении «Наука и пандемия: эпистемология прав человека» докторант Национального совета по научно-техническим исследованиям Аргентины Хуан Пабло Богославский обратил особое внимание на то, что право на здоровье зависит от права на науку, и представил свои взгляды, пересекающиеся с эпидемиологией, медициной, экономикой, правами человека, социологией, феминизмом, транспортом и мобильностью, с этикой и философией права, образованием, государственной политикой, экологией и демократией. В работе ученого утверждается, что существует важный элемент права на науку, который обычно незаметен: междисциплинарность. Без междисциплинарного подхода, по его мнению, невозможно отреагировать на серьезные угрозы, нависшие над человечеством, такие как изменение климата и крайнее неравенство. В заключение Х.П. Богословский отметил, что право на науку прямо признано в международных конвенциях по правам человека, где говорится о равном доступе всех людей к преимуществам науки, как фундаментальной, так и прикладной, к возможности внести свой вклад в научную деятельность и к участию в принятии решений.

Завершая работу семинара Константинос Тарарас сделал особый акцент на том, что право на науку – не только право ученых. Право на науку и культуру является одним из экономических, социальных и культурных прав, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека.

 

В.Ф. Захаров

 М.А. Кривенькая

15 / 06 / 2023

Показать обсуждение