19 декабря 2024 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось первое общественно-профессиональное обсуждение проекта Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года. В мероприятии приняли участие руководители и представители Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России, Института изучения детства, семьи и воспитания, Российского общества «Знание», Общественной палаты Российской Федерации, Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, ЦРО «Духовное собрание мусульман России», Научно-образовательного Союза «Родное слово», Института содержания и методов обучения, Экспертного совета Госдумы РФ, Правления «Движение Первых». Московский педагогический государственный университет был представлен на обсуждении деканом факультета регионоведения и этнокультурного образования, заместителем директора Института социально-гуманитарного образования МПГУ Еленой Омельченко.
Разработчики Стратегии представили ее структуру и содержание; было отмечено, что важно синхронизировать разработку и обсуждение Стратегии развития воспитания с разрабатываемой в настоящее время Стратегией развития образования в Российской Федерации до 2036 года с перспективой до 2040 года. Новая Стратегия развития воспитания будет состоять из 6 разделов, которые дают представление о современной ситуации и вызовах, существующих в сфере воспитания детей и молодёжи; раскрывают цель, задачи, приоритеты и механизмы реализации государственной политики в области воспитания с учётом социокультурных вызовов и воздействующих на систему воспитания факторов; определяют основные направления развития воспитания детей и молодежи в обществе. Главной целью Стратегии можно назвать определение социокультурных условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности. Среди ожидаемых результатов реализации Стратегии: повышение престижа семьи и многодетности, обеспечение преемственности поколений, сохранение и укрепление в российском обществе отечественных духовно-нравственных ценностей.
Участники круглого стола рассмотрели проект Стратегии и внесли свои предложения. Представитель МПГУ Елена Омельченко выступила с предложениями по учету в тексте Стратегии задач формирования межкультурной компетентности всех участников воспитательного процесса, интеграции в используемые методы и технологии воспитания элементов этнопедагогического опыта народов России, а также выделению в качестве отдельного направления воспитательной деятельности формирования общероссийской гражданской идентичности детей с миграционной историей. Специалисты Института воспитания, члены рабочей группы по разработке проекта Стратегии продолжат работу над документом с учётом полученных замечаний и предложений.
Елена Омельченко