Венгерская академия наук приняла решение закрыть архив мыслителя Дьёрдя Лукача – один из признанных мировых центров философии. Обеспокоенная общественность создала он-лайн петицию, требование которой – отменить это решение. На данный момент петиция собрала более восьми с половиной тысяч подписей людей со всего мира.
Дьёрдь Лукач (1885 – 1971) работал в Венгрии, СССР и Германии. Мыслитель на протяжении жизни прошел долгую и сложную эволюцию от буржуазно-философских взглядов к марксизму. Его идеи вышли далеко за пределы венгерской философской мысли.
«Дьёрдь Лукач – один из известных философов XX века, один из тех, кто определил духовный и интеллектуальный портрет этого века. Он стал одним из мыслителей, формировавшихся и формировавших в 1930-е годы в СССР новые постановки классических философских проблем, теоретические вопросы изучения общественной жизни, защищавших от вульгаризации и разрушения классические ценности человеческой культуры. В 1960-70-е гг. наследие Лукача оказало существенное влияние на формирование в Советском Союзе философского направления ильенковцев, – рассказывает директор Института истории и политики МПГУ Алексей Ананченко. – Духовное наследие Дьёрдя Лукача безусловно имеет общечеловеческое значение, выходящее за историю XX века, историю марксизма, историю венгерской компартии и Венгрии».
Расцвет творчества Лукача пришелся на время его жизни в советском государстве. Здесь он не только эволюционировал в своих взглядах, но и обрел единомышленников.
Из воспоминаний Михаила Лифшица – сотрудника Института К. Маркса и Ф. Энгельса (см.: О встречах с Д. Лукачем (из воспоминаний Мих. Лифшица) / Публикация А.А. Вишневского // Философские науки. – 1988. – №12):
«В 1930 г. в Институте Маркса и Энгельса мне была поручена организация нового научного кабинета – кабинета философии истории. Для него была отведена большая сводчатая комната в нижнем этаже старого барского дома, где располагался институт. Я занимался своими делами, окруженный книгами, когда в один прекрасный день дверь кабинета отворилась и вошел директор института Рязанов в сопровождении человека небольшого роста, явного иностранца, судя по непривычным нашему глазу бриджам и гетрам. Рязанов своим густым басом представил нас друг другу: “Это товарищ Лукач, он будет работать с вами в кабинете философии истории”.
Появление нового сотрудника меня не удивило. Институт был тогда местом, куда откомандировывали работников Коминтерна, которые по разным причинам не были желательны в своих партиях. Лукач оказался в институте после неудачи его «тезисов Блюма» в 1929 г. и должен был оставить непосредственно политическую деятельность, сменив ее на работу научную.
В первый же день нашей встречи мы начали разговаривать, сначала осторожно, потом все более увлекаясь, и не заметили, как прошел целый день. Мы скоро поняли, что во многом сходимся или дополняем друг друга, и быстро почувствовали большую взаимную симпатию. Начался период наших “московских разговоров”, тянувшихся целое десятилетие. О чем только мы с ним не говорили! Я не буду перечислять темы наших разговоров. Они касались не только философии, были среди них и проблемы, относившиеся к истории далекой и близкой, были и другие – общественно-политические. Жаль, что эти диалоги остались незаписанными. Мы оба жалели об этом и оба вспоминали о них с чувством грусти об ушедшем времени. Впоследствии Лукач мне говорил, что в сводчатом “погребе Рязанова” он провел лучшие дни своей жизни».
Сохранение наследия классической культуры, духовных достижений человечества является гуманистической, цивилизационной и нравственной задачей, выходящей за пределы компетентности региональных субъектов управления. Наследие Дьёрдя Лукача безусловно принадлежит как раз к таким примерам духовного творчества, имеющим значение за пределами места и времени для всего человечества, и оно должно быть сохранено.
Институт истории и политики