21-22 апреля 2023 г. в Московском государственном университете прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей обществознания.
В рамках круглого стола «Учебник как компонент педагогического процесса: специфика обществоведческий подготовки». А.Ю. Лазебникова отметила ряд существенных нормативно-правовых изменений курса.
- Обществознание перестало быть предметом по выбору и теперь изучается на двух уровнях: базовом и профильном.
- Важной тенденцией стало укрупнение курса: если раньше право и экономика были отдельными предметами, то в соответствии с новыми ФГОС все модули объединены в рамках одной дисциплины.
- Трендом стало движение в направлении универсализации методического обеспечения учебного процесса – создание одной линейки учебников обществознания с ценностной-ориентированным содержанием.
Вместе с тем учителя-предметники предложили обсудить участникам съезда проблему соотношения содержания учебника и требований, предъявляемых к школьникам на ЕГЭ по обществознанию. Качество работы учителя по-прежнему оценивается по результатам подготовки школьников к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, таким же остается и запрос родительского сообщества.
- По словам А.Ю. Лазебниковой, «целью учебника обществознания является обогащение знаний и умений, а не подготовка к ЕГЭ». Задачи учебника больше, чем сдача ЕГЭ по обществознанию, ведь экзамен решает сдавать не каждый выпускник, а «мы социализируем всех».
- Е.В. Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования МГУ, отметила необходимость расширения работы в области дополнительного образования педагогов, организации курсов для учителей обществознания в очной и дистанционной формах.
Г.А. Ермоленко, профессор кафедры философии ИСГО МПГУ, обратила внимание на то, что требования государственной итоговой аттестации должны соотносится с содержанием учебника по обществознанию. Экзамен выполняет контрольную функцию, а не подменяет ДВИ. Важно учитывать то, что ЕГЭ по обществознанию по своим задачам принципиально отличается от творческих конкурсов и олимпиад. ЕГЭ проверяет знания, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Ответственность за качество знаний, конечно, несут все субъекты образовательного процесса, но в первую очередь – авторы учебников и учителя. Г.А. Ермоленко представила опыт Московского педагогического государственного университета в разработке пособий для подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию.
Галина Ермоленко