25 ноября 2022 г. на базе Института истории и политики МПГУ состоялся Межвузовский научный круглый стол «Образование СССР: истоки, суть, последствия, историческое значение».
Организаторами круглого стола выступили Институт истории и политики МПГУ и секция «История социальных реформ, движений и революций» Научного совета РАН по фундаментальным вопросам российской и зарубежной истории.
В ходе круглого стола обсуждались проблемы национальной политики в период образования и первые годы существования Советского государства, федеративного устройства нового типа в формате СССР, вопросов исторического просвещения и преподавания истории революции и СССР в рамках современной системы образования.
На заседании прозвучали доклады «“Совершенно добровольно, без лжи и железа…”: к вопросу о том, как создавался СССР» (Салават Мидхатович Исхаков, Институт российской истории РАН); «Областная автономия как вариант федеративного устройства будущего Российского государства в проектах Белого движения. 1918–1920 гг.» (Василий Жанович Цветков, Московский педагогический государственный университет); «Проблемы развития образования на Северном Кавказе в 1920–1930-е годы: некоторые аспекты» (Антон Викторович Аверьянов, Южный федеральный университет); «История СССР и революции в историческом просвещении и преподавании» (Алексей Брониславович Ананченко, Московский педагогический государственный университет); «Запрос на СССР в актуальных российских и мировых реалиях» (Вардан Эрнестович Багдасарян, Московский государственный областной университет); «Кризис транзитологической парадигмы в объяснении и сценировании трансформационных процессов советского и постсоветского общества» (Елена Викторовна Бродовская, Московский педагогический государственный университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации); «Федерация нового типа: опыт построения советского федеративного государства» (Владимир Леонидович Шаповалов, Московский педагогический государственный университет); «Образование СССР: об актуальных вопросах исторической политики» (Юрий Александрович Никифоров, Российское военно-историческое общество); «Распад Советского Союза в исторической политике современной России» (Александр Юрьевич Бубнов, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова); «Гражданское участие в Советском Союзе» (Роман Васильевич Парма, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации); «Влияние советского социального эксперимента на эволюцию социальных и политических отношений в странах Европы» (Виктор Васильевич Степаненко, Федеральный институт оценки качества образования).
«СССР – это база, основа современности, поэтому история советского государства и его возникновения чрезвычайно важна. Революции 1917 года – путь к Советскому Союзу. И революция, и период СССР должны стать частью национальной истории. Не тупиком, не боковой ветвью, а именно необходимой и важной позитивной частью истории.
Для современного преподавания истории России должна быть сформулирована позитивная концепция истории СССР, достижений этого общества. Конечно, она должна включать и ряд проблем, но с учетом того, что у всех обществ и во все периоды всегда существуют проблемы. Нам необходима позитивная оценка исторических эпох нашей истории, формирование на этой основе патриотизма. А для позитивной оценки должна быть создана современная научная концепция исторического развития, должно быть достигнуто единство понимания и оценки в просвещении и преподавании национальной истории», – отметил в выступлении директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории МПГУ А.Б. Ананченко.
Институт истории и политики