Одна из стратегических сессий, состоявшихся 22 октября в рамках Всероссийского форума «Государственная политика в гуманитарной сфере: воспитание Победой», была посвящена противодействию фальсификации истории и защите исторической правды. В роли модератора выступил исполнительный директор Ассоциации развития педагогического образования, политолог Владимир Шаповалов.
Открывая стратегическую сессию, Владимир Шаповалов подчеркнул, что ее тема является одной из ключевых и в рамках форума, и в рамках реализации государственной политики в гуманитарной сфере.
«В прошлом году был принят указ Президента России об основах государственной политики в области исторического просвещения, сейчас завершается работа над Концепцией исторического просвещения в рамках деятельности Минпросвещения России. О защите исторической правды сказано в статье 67 Конституции России, так что на сегодняшний день это конституционная норма», – пояснил он.
Член научного совета Российского военно-исторического общества Юрий Никифоров заявил, что сочинения западных фальсификаторов российской истории (к их числу относятся и эмигранты, уехавшие из нашей страны) напоминают коллаборационистскую прессу времен Великой Отечественной войны. «Историк видит, что содержание таких сочинений соответствует основным посылам гитлеровской пропаганды, разработанной специально для уничтожения СССР», – отметил Юрий Никифоров.
По его оценке, в российском обществе необходимо культивировать «бережное, уважительное, любовное отношение к нашему прошлому», и именно такой подход характерен, например, для исторического сериала Владимира Мединского – помощника Президента России, председателя Российского военно-исторического общества. «Видно, что он любит историю своей страны, что она ему реально интересна», – считает ученый.
Доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ Александр Бубнов задал теоретическую рамку рассуждений о проблеме фальсификации истории и исторической правды. По его мнению, история определяет символические границы идентичности, и с помощью истории мы понимаем, где свои и где чужие. А фальсификация – это размывание границ, когда человек не понимает, где свои и где чужие, а в конечном счете может перейти на сторону врага.
Александр Бубнов считает, что искажения истории могут быть разными по степени опасности, и максимально опасны они даже не в тех странах, которые входят в зону влияния России (та же Украина на наших глазах прошла полный путь, пересмотрев все исторические периоды, начиная от Древней Руси), а в самой России. Есть риск раскола общества, чреватого опять же переходом на сторону врага.
Выступление заместителя директора – руководителя учебного центра Росдетцентра Геннадия Киреченкова было посвящено совершенствованию воспитательной работы в школах и колледжах в части защиты исторической правды. Он считает, что для того, чтобы дети верили педагогам, необходимо не назидание, а деятельностный подход. «Как воспитатель я должен убедить молодого человека в том, что говорю правду, и для этого нужно создать ситуацию, чтобы он задал вопросы и сам нашел правильные ответы», – подчеркнул спикер.
По оценке докладчика, сегодня далеко не все учителя владеют эффективными методиками формирования мотивации и вовлечения своих учеников в деятельность, так что необходимо обучать коллег, в том числе с использованием деятельностного подхода. Так, по инициативе Росдетцентра в регионах проводились стратегические сессии, на которых педагоги анализировали возможности повышения эффективности своей работы.
Профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин Ульяновского государственного педагогического университета Марина Бравина заострила внимание на технологиях информационной войны, которую против России ведет коллективный запад и одной из задач которой является демонтаж исторической памяти. В эпицентре этой войны находятся молодые люди.
Она привела пример фальсификации истории концлагеря Саласпилс, куда весной 1942 года начали привозить советских детей и лагерь стал «живым банком крови». В 1944 году, чтобы скрыть следы преступлений, его назвали исправительно-трудовым лагерем, а впоследствии – оздоровительным, поскольку даже в воспоминаниях одного из узников говорится, что детям там давали молоко, хлеб с джемом и маслом. И неважно, что это делалось для улучшения показателей крови.
Руководитель отдела по молодежным программам Мастерской управления «Сенеж» Андрей Сушков рассказал о гибридной войне, которую ведет против России киевский режим. Он сам работал советником по социальной политике и проектам в Запорожской области, читал найденные в библиотеках украинские учебники истории, где каждый абзац направлен против истории России и единства наших народов.
Андрей Сушков представил программы, реализуемые Мастерской управления «Сенеж». В их числе подготовка участников СВО и их семей к работе в школах и программа «Поколение чести» – комплекс образовательных мероприятий, направленных на помощь в социальной адаптации и профессиональной реализации участников СВО. Спикер пояснил, что эта программа возникла благодаря Геннадию Старунову – московскому учителю ОБЖ, который встречался с Президентом России и погиб на СВО в этом году.
Советник руководителя аналитического центра ФИОКО, ведущий специалист ВНМЦ «Философия образования» Виктор Степаненко отметил, что мы зачастую не замечаем искажения исторической правды, так как они стали привычными. В частности, когда речь заходит о «репрессированных народах» Советского Союза, делается акцент на их страданиях, но почему же тогда среди переселенцев-кабардинцев есть примеры, когда один человек стал директором совхоза, другой Героем Труда?
По мнению Виктора Степаненко, не стоит отрицать факт репрессий, но и сыпать соль на рану тоже не стоит. Тем более что в мировой истории есть иные примеры отношения к отдельным народам, как, например, к индейцам в Америке, или же «пыльный поход» – массовое переселение калмыков. Никто не заботился о том, чтобы по дороге им выдавали воду, чтобы их приняли на новом месте жительства. «На эти моменты нам, историкам, преподавателям, следует обращать внимание», – подчеркнул он.
Подводя итоги дискуссии, Владимир Шаповалов констатировал, что у России великая история, что она значима не только как набор фактов, но и как основа нашей идентичности. «В нашей истории мы черпаем вдохновение, берем примеры для подражания, и важно ее сохранить», – заключил он.
Управление протокольных мероприятий






















