Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

На форуме МПГУ обсудили пути противодействия фальсификации истории

Новости образования

Одна из стратегических сессий, состоявшихся 22 октября в рамках Всероссийского форума «Государственная политика в гуманитарной сфере: воспитание Победой», была посвящена противодействию фальсификации истории и защите исторической правды. В роли модератора выступил исполнительный директор Ассоциации развития педагогического образования, политолог Владимир Шаповалов.

Открывая стратегическую сессию, Владимир Шаповалов подчеркнул, что ее тема является одной из ключевых и в рамках форума, и в рамках реализации государственной политики в гуманитарной сфере.

«В прошлом году был принят указ Президента России об основах государственной политики в области исторического просвещения, сейчас завершается работа над Концепцией исторического просвещения в рамках деятельности Минпросвещения России. О защите исторической правды сказано в статье 67 Конституции России, так что на сегодняшний день это конституционная норма», – пояснил он.

Член научного совета Российского военно-исторического общества Юрий Никифоров заявил, что сочинения западных фальсификаторов российской истории (к их числу относятся и эмигранты, уехавшие из нашей страны) напоминают коллаборационистскую прессу времен Великой Отечественной войны. «Историк видит, что содержание таких сочинений соответствует основным посылам гитлеровской пропаганды, разработанной специально для уничтожения СССР», – отметил Юрий Никифоров.

По его оценке, в российском обществе необходимо культивировать «бережное, уважительное, любовное отношение к нашему прошлому», и именно такой подход характерен, например, для исторического сериала Владимира Мединского – помощника Президента России, председателя Российского военно-исторического общества. «Видно, что он любит историю своей страны, что она ему реально интересна», – считает ученый.

Доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ Александр Бубнов задал теоретическую рамку рассуждений о проблеме фальсификации истории и исторической правды. По его мнению, история определяет символические границы идентичности, и с помощью истории мы понимаем, где свои и где чужие. А фальсификация – это размывание границ, когда человек не понимает, где свои и где чужие, а в конечном счете может перейти на сторону врага.

Александр Бубнов считает, что искажения истории могут быть разными по степени опасности, и максимально опасны они даже не в тех странах, которые входят в зону влияния России (та же Украина на наших глазах прошла полный путь, пересмотрев все исторические периоды, начиная от Древней Руси), а в самой России. Есть риск раскола общества, чреватого опять же переходом на сторону врага.

Выступление заместителя директора – руководителя учебного центра Росдетцентра Геннадия Киреченкова было посвящено совершенствованию воспитательной работы в школах и колледжах в части защиты исторической правды. Он считает, что для того, чтобы дети верили педагогам, необходимо не назидание, а деятельностный подход. «Как воспитатель я должен убедить молодого человека в том, что говорю правду, и для этого нужно создать ситуацию, чтобы он задал вопросы и сам нашел правильные ответы», – подчеркнул спикер.

По оценке докладчика, сегодня далеко не все учителя владеют эффективными методиками формирования мотивации и вовлечения своих учеников в деятельность, так что необходимо обучать коллег, в том числе с использованием деятельностного подхода. Так, по инициативе Росдетцентра в регионах проводились стратегические сессии, на которых педагоги анализировали возможности повышения эффективности своей работы.

Профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин Ульяновского государственного педагогического университета Марина Бравина заострила внимание на технологиях информационной войны, которую против России ведет коллективный запад и одной из задач которой является демонтаж исторической памяти. В эпицентре этой войны находятся молодые люди.

Она привела пример фальсификации истории концлагеря Саласпилс, куда весной 1942 года начали привозить советских детей и лагерь стал «живым банком крови». В 1944 году, чтобы скрыть следы преступлений, его назвали исправительно-трудовым лагерем, а впоследствии – оздоровительным, поскольку даже в воспоминаниях одного из узников говорится, что детям там давали молоко, хлеб с джемом и маслом. И неважно, что это делалось для улучшения показателей крови.

Руководитель отдела по молодежным программам Мастерской управления «Сенеж» Андрей Сушков рассказал о гибридной войне, которую ведет против России киевский режим. Он сам работал советником по социальной политике и проектам в Запорожской области, читал найденные в библиотеках украинские учебники истории, где каждый абзац направлен против истории России и единства наших народов.

Андрей Сушков представил программы, реализуемые Мастерской управления «Сенеж». В их числе подготовка участников СВО и их семей к работе в школах и программа «Поколение чести» – комплекс образовательных мероприятий, направленных на помощь в социальной адаптации и профессиональной реализации участников СВО. Спикер пояснил, что эта программа возникла благодаря Геннадию Старунову – московскому учителю ОБЖ, который встречался с Президентом России и погиб на СВО в этом году.

Советник руководителя аналитического центра ФИОКО, ведущий специалист ВНМЦ «Философия образования» Виктор Степаненко отметил, что мы зачастую не замечаем искажения исторической правды, так как они стали привычными. В частности, когда речь заходит о «репрессированных народах» Советского Союза, делается акцент на их страданиях, но почему же тогда среди переселенцев-кабардинцев есть примеры, когда один человек стал директором совхоза, другой Героем Труда?

По мнению Виктора Степаненко, не стоит отрицать факт репрессий, но и сыпать соль на рану тоже не стоит. Тем более что в мировой истории есть иные примеры отношения к отдельным народам, как, например, к индейцам в Америке, или же «пыльный поход» – массовое переселение калмыков. Никто не заботился о том, чтобы по дороге им выдавали воду, чтобы их приняли на новом месте жительства. «На эти моменты нам, историкам, преподавателям, следует обращать внимание», – подчеркнул он.

Подводя итоги дискуссии, Владимир Шаповалов констатировал, что у России великая история, что она значима не только как набор фактов, но и как основа нашей идентичности. «В нашей истории мы черпаем вдохновение, берем примеры для подражания, и важно ее сохранить», – заключил он.

 

Управление протокольных мероприятий

23 / 10 / 2025

Показать обсуждение