Людмила Александровна Трубина, советник при ректорате, зав.кафедрой русской литературы XX-XXI в.в. МПГУ, приняла участие во Всероссийском совещании «Подготовка научных и педагогических кадров в сфере русского языка и литературы». Совещание состоялось в рамках масштабных мероприятий IV съезда Общества русской словесности.
Обсудить вопросы филологической подготовки на разных уровнях системы образования собрались представители трех федеральных учебно-методических объединений в области общего среднего, высшего педагогического образования и образования в области языкознания и литературоведения. Вела совещание проректор Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, академик РАО Т.В.Кортава.
В докладе В.С.Басюка, академика РАО, заведующего кафедрой психологии развития личности МПГУ, были рассмотрены подходы к организации предпрофессиональной лингвистической подготовки в школе и перспективные практики регионов в этой сфере. Особое внимание было уделено проекту по формированию единой языковой среды в образовательных организациях Иркутской области и образовательным проектам Москвы («Лингвистическая вертикаль», «Осмысленное чтение», «Академический класс»).
Е.Н.Ковтун, зам.председателя ФУМО в области языкознания и литературоведения, заведующая Отделом истории славянских литератур Института славяноведения РАН, дала характеристику предложений ФУМО по разработке ФГОС – 4 поколения. Был затронут ряд нерешенных вопросов: квалификация специалиста, возможность сохранения бакалавриата и магистратуры для иностранных студентов и др.
Тему разработки ФГОС – 4 продолжила председатель ФУМО «Образование и педагогические науки» Е.И.Казакова, член-корреспондент РАО, директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета. Она отметила изменение условий, в которых функционирует в настоящее время система образования. К числу проблем, которые необходимо учитывать, относятся изменения структуры высшего образования; функционирование филологического образования в условиях ускоренной цифровизации; динамичные перемены в школе. Не потерять накопленный опыт и обеспечить решение новых задач, работать в единстве при существовании разных подходов и точек зрения – так были определены задачи текущего периода.
Особое внимание Е.И.Казакова обратила на получение дополнительной педагогической квалификации в программах классических университетов. Напомнив о разработанном несколько лет назад на базе РАО Педагогическом модуле, она предложила создать группу по корректировке этого важного документа. В состав группы, как и при создании самого Педагогического модуля, вошли представители МПГУ.
Председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы» Л.В.Дудова в своей реплике акцентировала внимание на том, что в школе введен ряд новых нормативных документов: обновленные стандарты, федеральные образовательные программы, единый учебник. Не зная этого, выпускники не смогут работать в современной школе. Была отмечена также актуальность задачи подготовки учителей в области родных языков и литератур.
В докладе декана филологического факультета Томского государственного университета И.В.Тубаловой была дана характеристика филологической программы в пилотном проекте ТГУ. Речь шла о структуре, содержании и обеспечении подготовки по магистерской программе «Юридическая лингвистика», цель которой – подготовка специалистов-филологов для проведения лингвистической экспертизы текстов.
Стратегии обновления подготовки учителей русского языка и литературы в ходе выполнения пилотного проекта МПГУ представила профессор Л.А.Трубина, Людмила Александровна охарактеризовала методологические подходы к разработке пилотного проекта и входящих в него образовательных программ нового уровня – базового высшего образования. Было подчеркнуто, что изменения в высшем образовании носят не частичный и не технологический, а аксиологический характер. Речь об основах понимания мира, которые формирует образование в триединстве обучения, воспитания и развития. Ценностно-смысловой подход в современных условиях является доминантой формирования содержания подготовки. «Россиецентричность» и ответственность за цивилизационный выбор страны, задачи укрепления единого образовательного пространства, системное сопряжение с общим образованием, вариативность образовательных траекторий – таковы методологические основы пилотного проекта МПГУ. Л.А.Трубина отметила, что проект позволил воплотить многолетние наработки ученых МПГУ по сохранению отечественной традиции подготовки специалиста с квалификацией «учитель»/«педагог-психолог» и др., созданию стандартов и программ, Ядра высшего педагогического образования. Включившись в предшествующую дискуссию, Л.А.Трубина показала общее и различное в проектах стандартов, о которых говорили представители учебно-методических объединений. Стандарты для пилотного проекта МПГУ разработаны не по УГСН, а отдельно для каждого направления, что позволяет более четко сформировать базовые части и дает возможность соединить образовательные программы разных направлений (например, Русский язык, Литература и Логопедия).
Профессор Трубина рассказала о шестилетней программе базового высшего образования «Русский язык, Литература и История», ее целях, задачах, структуре, первых результатах. В заключение был поставлен вопрос о профессиональных дефицитах профессорско-преподавательского состава в условиях динамичных изменений в мире и отрасли и необходимости системного повышения квалификации. Этому будет способствовать деятельность нового Института развития профессионального педагогического образования МПГУ.
Подводя итоги совещания, академик РАО Т.В.Кортава отметила единство аудитории в понимании задач подготовки кадров и активность в разработке мер по их решению. Татьяна Владимировна отдельно сказала о глубине и масштабности разработок ведущего педагогического вуза страны – МПГУ.