Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Обсуждаем актуальные проблемы подготовки кадров

Новости МПГУ

Людмила Александровна Трубина, советник при ректорате, зав.кафедрой русской литературы XX-XXI в.в. МПГУ, приняла участие во Всероссийском совещании «Подготовка научных и педагогических кадров в сфере русского языка и литературы». Совещание состоялось в рамках масштабных мероприятий IV съезда Общества русской словесности.

Обсудить вопросы филологической подготовки на разных уровнях системы образования собрались представители трех федеральных учебно-методических объединений в области общего среднего, высшего педагогического образования и образования в области языкознания и литературоведения. Вела совещание проректор Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, академик РАО Т.В.Кортава.

В докладе В.С.Басюка, академика РАО, заведующего кафедрой психологии развития личности МПГУ, были рассмотрены подходы к организации предпрофессиональной лингвистической подготовки в школе и перспективные практики регионов в этой сфере. Особое внимание было уделено проекту по формированию единой языковой среды в образовательных организациях Иркутской области и образовательным проектам Москвы («Лингвистическая вертикаль», «Осмысленное чтение», «Академический класс»).

Е.Н.Ковтун, зам.председателя ФУМО в области языкознания и литературоведения, заведующая Отделом истории славянских литератур Института славяноведения РАН, дала характеристику предложений ФУМО по разработке ФГОС – 4 поколения. Был затронут ряд нерешенных вопросов: квалификация специалиста, возможность сохранения бакалавриата и магистратуры для иностранных студентов и др.

Тему разработки ФГОС – 4 продолжила председатель ФУМО «Образование и педагогические науки» Е.И.Казакова, член-корреспондент РАО, директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета.  Она отметила изменение условий, в которых функционирует в настоящее время система образования. К числу проблем, которые необходимо учитывать, относятся изменения структуры высшего образования; функционирование филологического образования в условиях ускоренной цифровизации; динамичные перемены в школе. Не потерять накопленный опыт и обеспечить решение новых задач, работать в единстве при существовании разных подходов и точек зрения – так были определены задачи текущего периода.

Особое внимание Е.И.Казакова обратила на получение дополнительной педагогической квалификации в программах классических университетов. Напомнив о разработанном несколько лет назад на базе РАО Педагогическом модуле, она предложила создать группу по корректировке этого важного документа. В состав группы, как и при создании самого Педагогического модуля, вошли представители МПГУ.

Председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы» Л.В.Дудова в своей реплике акцентировала внимание на том, что в школе введен ряд новых нормативных документов: обновленные стандарты, федеральные образовательные программы, единый учебник. Не зная этого, выпускники не смогут работать в современной школе. Была отмечена также актуальность задачи подготовки учителей в области родных языков и литератур.

В докладе декана филологического факультета Томского государственного университета И.В.Тубаловой была дана характеристика филологической программы в пилотном проекте ТГУ. Речь шла о структуре, содержании и обеспечении подготовки по магистерской программе «Юридическая лингвистика», цель которой – подготовка специалистов-филологов для проведения лингвистической экспертизы текстов.

Стратегии обновления подготовки учителей русского языка и литературы в ходе выполнения пилотного проекта МПГУ представила профессор Л.А.Трубина, Людмила Александровна охарактеризовала методологические подходы к разработке пилотного проекта и входящих в него образовательных программ нового уровня – базового высшего образования. Было подчеркнуто, что изменения в высшем образовании носят не частичный и не технологический, а аксиологический характер. Речь об основах понимания мира, которые формирует образование в триединстве обучения, воспитания и развития. Ценностно-смысловой подход в современных условиях является доминантой формирования содержания подготовки. «Россиецентричность» и ответственность за цивилизационный выбор страны, задачи укрепления единого образовательного пространства, системное сопряжение с общим образованием, вариативность образовательных траекторий – таковы методологические основы пилотного проекта МПГУ. Л.А.Трубина отметила, что проект позволил воплотить многолетние наработки ученых МПГУ по сохранению отечественной традиции подготовки специалиста с квалификацией «учитель»/«педагог-психолог» и др., созданию стандартов и программ, Ядра высшего педагогического образования. Включившись в предшествующую дискуссию, Л.А.Трубина показала общее и различное в проектах стандартов, о которых говорили представители учебно-методических объединений. Стандарты для пилотного проекта МПГУ разработаны не по УГСН, а отдельно для каждого направления, что позволяет более четко сформировать базовые части и дает возможность соединить образовательные программы разных направлений (например, Русский язык, Литература и Логопедия).

Профессор Трубина рассказала о шестилетней программе базового высшего образования «Русский язык, Литература и История», ее целях, задачах, структуре, первых результатах. В заключение был поставлен вопрос о профессиональных дефицитах профессорско-преподавательского состава в условиях динамичных изменений в мире и отрасли и необходимости системного повышения квалификации. Этому будет способствовать деятельность нового Института развития профессионального педагогического образования МПГУ.

Подводя итоги совещания, академик РАО Т.В.Кортава отметила единство аудитории в понимании задач подготовки кадров и активность в разработке мер по их решению. Татьяна Владимировна отдельно сказала о глубине и масштабности разработок ведущего педагогического вуза страны – МПГУ.

13 / 11 / 2023

Показать обсуждение