Продолжается активная и конструктивная реализация проекта кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ «Педагогическая мастерская профессора Н.Л. Галеевой «Управление качеством образовательного процесса в системе «учитель-ученик»». На этот раз встреча участников Педагогической Мастерской была посвящена одной из важнейших сегодня проблем – какие условия должны быть созданы в системе образования для того, чтобы для каждого учителя, методиста, для каждого руководителя в управленческой команде школы ученик всегда осознавался ЦЕЛЕОБРАЗУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ на всех этапах управления качеством образовательного процесса.
Участниками в этот раз стали представители различных регионов России: из Красноярского края, Кемеровской области, Башкирии, из Кирова, Владимира, Рязани, Челябинска, Москвы и Подмосковья.
Формулировка темы встречи в Педмастерской 6 ноября «Внутренние ресурсы учебного успеха ученика как источник педагогических целей для учителя – проблемы, опыт, резервы» обеспечила докладчикам возможность не только рассказать о своих успехах в создании условий для роста учебного успеха каждого ученика, но и предложить для обсуждения результативные авторские методики.
Большой интерес участников вызвало сообщение Ларисы Александровны Гейнце, учителя английского языка ОЧУ “Газпром школа”, преподавателя – исследователя, выпускницы аспирантуры КУОС им. Т. И. Шамовой МПГУ ИСГО, убедительно доказавшей возможности использования балльно-рейтинговой системы в учебном процессе в 5-7 классах средней школы как ресурса повышения метапредметных образовательных результатов каждого ученика. В результате активного обсуждения был сделан вывод о необходимости проведения встреч в формате подробных мастер-классов для возможности освоения таких авторских разработок.
Такой же вывод о необходимости мастер-классов в работе Педмастерской сделали участники встречи после яркого выступления Любови Григорьевны Новоселовой, учителя русского языка и литературы, педагога-методиста МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова, которая подробно рассказала о развитии внутренних ресурсов учебного успеха ученика через вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность. А иллюстрация индивидуального подхода на примере создания карты Кировской области в рамках выполнения проекта по истории малой родины ученицей, которую интересовало только вышивание, вызвала восторг присутствующих. Ученица изучала 650-летнюю историю Кировской области, вышивая карту области нитками разных цветов, обозначающих основные формы занятий в каждом их 39 районов: желтым – преобладает сельское хозяйство, голубым – рыбоводство, черным – металлургия… в результате этот проект занял первые места в нескольких конкурсах.
О том, как обеспечивать учебный успех каждого ученика через проектирование индивидуальных образовательных программ на основе изучения и развития его внутренних ресурсов рассказали в своих выступлениях Почётный работник сферы образования Российской Федерации Мария Александровна Коваленко, учитель начальных классов МОУ “СОШ №5 имени В. Хомяковой” г. Энгельс Саратовской области, и Лыжова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы Международной школы завтрашнего дня. Участники отметили, что такой опыт учителей также должен быть обязательно представлен в формате мастер-классов.
Участники с большим интересом познакомились с опытом учителя математики Геннадия Сергеевича Князькина, учителя математики Международной школы завтрашнего дня, рассказавшего о своем опыте работы с учеником с РАС (аутизм). Судя по отзывам в чате, большинство присутствующих ожидает в качестве тем для мастер-классов и тему работы с детьми с ОВЗ.
О методах разработки индивидуальных маршрутов учащихся для эффективной реализации ФООП по предметам “история” и “обществознание” рассказала активный участник работы Педмастерской Ольга Валерьевна Григорьева, учитель истории и обществознания и зав. отделением гуманитарных дисциплин МАОУ «Гимназия №8» г. Ангарск, Иркутской обл., методист МБУ ДПО “Центр обеспечения развития образования”, региональный методист ЦНППМ ГАУ ДПО ИРО. В её презентации в ТК Педмастерской каждый желающий может познакомиться с методологией разработки индивидуальных программ для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых могут быть общие особенности в процессе обучения в школе. Ольга Валерьевна представила шесть основных методов построения и организации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): на основе моделей концентрической, линейной и логарифмической спирали, модели контекстуального обучения и других, сформулировала краткие рекомендации для реализации одновременного обучения детей с ОВЗ и одаренных детей в совместной деятельности.
В заключение встречи руководитель Педмастерской Наталья Львовна Галеева представила алгоритм первого этапа знакомства учителя с новыми учениками, показала возможности для учителя сделать первый набросок «дидактического портрета» ученика, определяющий конкретные шаги учителя по реализации главной педагогической задачи: создать условия для роста внутренних ресурсов ученика.
Чат встречи в этот раз за три часа наполнился вопросами, пожеланиями и реакциями на все выступления. Вот небольшая выборка:
- «Потрясающий материал с великолепно аргументированными идеями! А главное – очень важный для педагогов!»
- «Необходим отдельный мастер класс для управленцев ОО – как достучаться до родителей, у кого дети с ОВЗ».
- «Очень важен опыт коллег в таких вопросах. Мастер-классы нужны – красота какая!».
- «Огромное спасибо за такие встречи! Это всегда заряжает! Темы всегда актуальные! Очень ценно!».
- «Как же приятно слушать инициативных, заинтересованных. Во все школы, в обязательном порядке, такие потрясающие лекции!».
- «Где можно познакомиться с Вашей технологией ИСУД в полном объеме? В интернете отрывочно. Очень хочу книгу!».
- «Спасибо большое за интересную и очень познавательную встречу! Очень информативно и полезно».
В ТК Педагогической мастерской выложены запись встречи, пособия по запросу участников и презентации выступавших: https://t.me/+Cpgsx_Qd65EzZGY6.