Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Обсуждение стратегии развития педагогического образования

Новости МПГУ

Проректор по учебно-методической работе МПГУ Л.А. Трубина приняла участие в расширенном заседании Экспертных Советов при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке. Заседание было посвящено обсуждению и выработке предложений к проекту Стратегии развития системы непрерывного педагогического образования в РФ на период 2021-2030 гг.

Открывая заседание, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке Л.Н. Духанина отметила, что обсуждаемый проект является инициативой профессионального сообщества в лице РАО, представителей ЮФУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ряда других крупных вузов, общественно-профессиональных организаций. Она особо подчеркнула изменения в школе, которые влияют на подготовку учителя. Характеристику основных идей проекта дал М.Л. Левицкий, и.о. академика-секретаря Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию и науке О.Н. Смолин подчеркнул, что Комитет неоднократно указывал на необходимость разработки общей стратегии образования, включая педагогическое. Ряд идей проекта можно, по мнению депутата, использовать при разработке нормативных актов. О.Н. Смолин обозначил острые проблемы системы педагогического образования. В их числе – недостаточно разумные процессы реформирования педвузов, которые приостановлены с их переподчинением Минпросвещения. Но ключевая проблема – это статус педагогического работника, в том числе статус студента-будущего учителя, уровень его социальной защиты, размер стипендии. О.Н. Смолин говорил о нарастании кадрового кризиса в образовании и возможных путях его преодоления. Особо была отмечена необходимость общекультурной подготовки педагога и формирования его главной компетенции – любить детей. Острой критике подверглись идеи liberal arts, высоко оценена роль МПГУ в разработке и реализации пятилетнего бакалавриата.

В выступлении заместителя министра науки и образования РФ Д.В. Афанасьева были обозначены задачи формирования цифровых компетенций будущих и действующих педагогов, необходимость единства всех вузов, готовящих педагогов.

Начальник отдела Министерства просвещения РФ А.П. Балахонов подчеркнул, что Министерством уже проводятся мероприятия по развитию национальной системы профессионального роста учителей, научно-методическому сопровождению педагогических кадров, развитию института базовых школ, педагогических классов. Поэтому проект Стратегии нуждается в переработке с учетом уже происходящих изменений.

Участники дискуссии говорили о перспективах развития цифрового общества, о новых кадровых стратегиях, значимости инклюзии и многих других процессах, требующих качественных изменений, подготовки педкадров с опережением.

Проректор МПГУ Л.А. Трубина в своем выступлении поблагодарила коллег, не раз положительно отозвавшихся о роли МПГУ в развитии педагогического образования, в разработке его стратегических документов. Отзываясь на прозвучавшие в ходе дискуссии мнения, проректор подчеркнула, что обсуждался гораздо более широкий круг проблем, чем те, которые отражены в представленном проекте Стратегии. Говорили о национальных целях развития – а в Стратегии в качестве приоритета определена интернационализация педагогического образования, его функционирование в условиях глобализации, соответствие наших показателей мировым трендам. Совершенно очевидно, что эти идеи в оболочке «стратегического приоритета» не соответствуют главным линиям развития педагогического образования, нацеленного на решение национальных задач и приоритетов. В ходе дискуссии много говорилось об изменениях в мире детства – а в проекте Стратегии эта тема не звучит. Участники обсуждения говорили, что для учителя важно «быть профессионалом» и «быть интересным человеком», а в проекте даже не упоминается «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», не акцентированы задачи духовно-нравственного, гражданского воспитания будущих педагогов-наставников молодежи.

Л.А. Трубина высказала экспертное мнение о сформулированных разработчиками Стратегии механизмах и инструментах ее реализации. Она обратила внимание на то, что объединяющую роль могут выполнить общественно-профессиональные организации системы педагогического образования: Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Евразийская ассоциация педагогических университетов, Совет по педагогическому образованию (в случае возобновления его регулярной работы и уточнения состава). В содержательном плане инструментом обеспечения единого пространства педагогического образования может стать введение в непедагогические программы особого педагогического модуля, разработанного МПГУ совместно с РАО и ведущими классическими университетами и утвержденного федеральным УМО.

Людмила Александровна заострила внимание депутатов Государственной Думы на проблеме ресурсного обеспечения подготовки педагогов. Программы педагогического профиля, отметила она, финансируются по низшей стоимостной группе и без учета различия в профилях подготовки (естественнонаучные, творческие). Л.А. Трубина отметила также недостаточную проработку проектных механизмов реализации Стратегии.

Проректор подчеркнула, что обсуждаемый проект не учитывает принятую Министерством просвещения «Программу развития педагогических образовательных организаций, находящихся в ведении Минпросвещения, на 2021-2024 гг.» В этом документе, созданном с учетом мнения профессионального сообщества, уже определен пул проблем педагогического образования, новые стратегии и конкретные направления достижения поставленных задач.

18 / 03 / 2021

Показать обсуждение