Взаимодействие с регионами Российской Федерации – одно из ведущих направлений деятельности нашего Университета. В рамках его реализации делегация МПГУ приняла участие в подготовке и проведении заседания коллегии Министерства образования и науки Республики Татарстан, посвященного развитию системы подготовки педагогических кадров региона.
В видеовыступлении ректора МПГУ, академика РАО Алексея Владимировича Лубкова была дана характеристика изменений в высшем педагогическом образовании, роли МПГУ и педагогических вузов в укреплении единого образовательного пространства страны и других актуальных процессах. А.В.Лубков рассказал о конкретных направлениях взаимодействия Университета и системы образования Татарстана. Сформулированы предложения по развитию совместной деятельности в области русского и татарского языков и литератур, апробации Ядра педагогического образования и идей пилотного проекта МПГУ. Особой темой обсуждения стала подготовка соглашения между Минобрнауки Татарстана и Университетом, предложений по созданию базовых школ Университета в регионе, работа со студентами из Татарстана, обучающимися в МПГУ.
На заседании коллегии состоялось заинтересованное, открытое обсуждение проблем, связанных с обеспечением региона педагогическими кадрами. Об этом говорили Министр образования и науки Республики Татарстан И.Г.Хадиуллин, первый заместитель министра А.И.Поминов и другие участники коллегии. Они отметили недостаточную эффективность распределения контрольных цифр приёма, что сказывается в чрезмерной подготовке по гуманитарным специальностям и практически отсутствием подготовки учителей химии и биологии. Был отмечен дефицит учителей математики, физики, информатики, начальных классов и русского языка, несмотря на наличие в республике целого ряда учреждений высшего и среднего профессионального образования, которые готовят учителей. Была дана подробная характеристика причин сложившейся ситуации, намечены конкретные меры по ее преодолению, подготовлены предложения в адрес Минобрнауки РТ, муниципальных органов управления образованием и организаций, ведущих подготовку педагогов .
С большим интересом участники заседания встретили выступление советника при ректорате Людмилы Александровны Трубиной. В нем была дана характеристика концептуальных подходов к изменению высшего образования, которые лежат в основе пилотного проекта МПГУ. Внимание было уделено анализу структурных изменений в системе высшего образования, ценностно-смысловым установкам при реализации пилотного проекта, гарантиям выпускников новых программ.
От имени Казанского (Приволжского) федерального университета было высказано предложение использовать площадку КФУ для экспертизы и масштабирования идей пилотного проекта. Координирующую роль в развитии системы педагогического образования республики играет также единственный профильный педагогический вуз республики – Набережночелнинский государственный педагогический университет.
Члены делегации МПГУ познакомились с новейшей образовательной средой КФУ, работой Института филологии и межкультурной коммуникации и Центра цифровой медицины федерального университета, побывала в уникальной школе полилингвального образования.
Ход обсуждения показал наличие потребности в широкомасштабном повышении квалификации профессорско-преподавательского состава и административно-=управленческого персонала региона в вопросах актуальных тенденций развития образования, механизмов обеспечения единства образовательного пространства, внедрения Ядра высшего и среднего профессионального образования, формирования современного содержания образования. Эти темы будут в центре внимания нового Института развития профессионального педагогического образования, созданного в МПГУ по поручению коллегии Министерства просвещения РФ.