В 2022 г. при непосредственной координации со стороны Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Одри Азуле вышел в свет глобальный доклад ЮНЕСКО «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования» (“Reimagining Our Futures Together: a New Social Contract for Education”). В докладе представлен обзор современной ситуации и сформулированы рекомендации, призванные заложить основы для нового общественного договора в области образования. В течение года он публиковался на каждом из шести языков ООН, после чего был разослан в страны-члены ЮНЕСКО для ознакомления и учета в работе на национальном уровне. В числе других российских вузов МПГУ получил данный доклад для ознакомления от Министра просвещения РФ, кому он был адресован Генеральным директором ЮНЕСКО.
«Образование – способ организации преподавания и обучения на протяжении всей жизни – уже долгие годы играет основополагающую роль в преобразовании человеческих обществ. Оно связывает нас со всем миром и друг с другом, открывает перед нами новые возможности и развивает наши способности к диалогу и действиям. Однако для формирования мирного, справедливого и устойчивого будущего необходима реорганизация самого образования» – говорится в докладе. Доклад предлагает рассматривать образование будущего с точки зрения общественного договора — негласного соглашения между членами общества о сотрудничестве ради общей выгоды. Отправной точкой является общее представление об общественных целях образования. Таковыми авторы предлагают считать знания и инновации, необходимые для формирования устойчивого и мирного будущего для всех, основанного на социальной, экономической и экологической справедливости. В докладе содержатся призывы к интенсификации исследований, к глобальной солидарности и международному сотрудничеству. Особая роль отводится в этом процессе университетам, «практикующим творческий и инновационный подход, приверженным укреплению позиций образования как общего блага».
Особое внимание уделено в докладе задачам педагогики будущего: «Педагогика должна быть организована на принципах сотрудничества, совместной работы и солидарности. Она должна способствовать развитию интеллектуальных, социальных и этических навыков учащихся, чтобы они могли совместно работать над преобразованием мира, проявляя сострадание и участие. Необходимо также избавляться от предубеждений, предрассудков и расколов». На этом основании в докладе обосновывается необходимости соблюдения межкультурного подхода, обеспечения равенства, социальной интеграции в образовании.
Доклад, подготовленный независимой Международной комиссией по перспективам образования, стал результатом двухлетней консолидированной работы на глобальном уровне, к которой сектор образования ЮНЕСКО активно привлекал кафедры ЮНЕСКО. МПГУ в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» откликнулся на призыв Секретариата ЮНЕСКО и по рекомендации Комиссии по делам ЮНЕСКО МИД РФ принял активное участие в серии консультаций и встреч в ходе глобальной дискуссии о том, как переосмыслить знания, образование и обучение в мире. Представители кафедры участвовали в презентации Дорожной карты глобальной рамочной программы «Образование в интересах устойчивого развития (ОУР 2030)», которая в формате консультаций проводилась Сектором образования ЮНЕСКО для региона стран Европы и Северной Америки.
В марте 2021 года в ответ на приглашение, поступившее ректору и руководителю кафедры ЮНЕСКО МПГУ А.В. Лубкову от Секретариата ЮНЕСКО, кафедра была представлена на встрече на уровне министров образования «Год спустя после COVID: восстановление образования во избежание катастрофы поколений». В задачи встречи входило уточнение рисков, с которыми столкнулось образование, выявление стратегий в рамках Глобальной коалиции по образованию, направленных на то, чтобы «не оставить никого позади». МПГУ был подключен к работе Сессии 2 по тематикам «Образование – ресурс для выхода из всеобъемлющего кризиса» и «Школа – территория безопасности».
В течение 2021 года в составе Комитета по образовательным программам ЮНЕСКО при МИД России кафедра (в лице научного руководителя Ю.А. Горячева) принимала участие в подготовке «Добровольного национального обзора достижения Целей устойчивого развития в России» для Всемирного доклада по мониторингу образования 2020 года, посвященному инклюзивному образованию. Были подготовлены и представлены отзывы и предложения в связи с поступлением из Секретариата ЮНЕСКО предварительных материалов глобального доклада «Перспективы образования», готовящегося Международной комиссии ЮНЕСКО. В течение года представитель кафедры в составе Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО в РФ (координатор кафедры ЮНЕСКО М.А. Кривенькая) принимала участие в международных онлайн мероприятиях, инициированных ЮНЕСКО с целью «консультаций и вовлечения общественности в подготовку доклада» вышеуказанной Комиссии.
О вкладе университета ректор МПГУ, член-корреспондент РАО, профессор А.В. Лубков рассказал в своем приветственном обращении к участникам XIII Международного научно-практического семинара «Образование и диалог в интересах мира и человека» из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» на его открытии 9 декабря 2021 года. Информация была направлена в штаб-квартиру ЮНЕСКО координатору Программы УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО г-же И. Нишанян, которая теперь является частью команды «Будущее образования и инновации» – отдельной структуры Сектора образования, занимающейся вопросами развития образования в связи с инициативой ЮНЕСКО. Это подчеркивает значение, которое руководители Сектора образования ЮНЕСКО придают деятельности кафедр ЮНЕСКО и их потенциальному вкладу в реализацию инициативы «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования».
В марте 2022 года в свет вышла коллективная монография специалистов Кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и Факультета регионоведения и этнокультурного образования «Международные стандарты образования: уроки истории и современность». Книга сразу привлекала внимание российской и международной общественности, в средствах массовой информации вышел целый ряд рецензий от экспертов в области образования. Отдельный (четвертый) раздел этой коллективной монографии посвящен полностью теме доклада ЮНЕСКО. Название этого раздела: «Образование для устойчивого развития: от глобального миропонимания и рамочной программы “Образование 2030” к новой инициативе ЮНЕСКО “Перспективы образования”» (Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Омельченко Е.А. Международные стандарты образования: уроки истории и современность. – М.: Этносфера, 2022. – 210 с. – С. 152-164).
По рекомендации Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, поступившей вместе с опубликованным ЮНЕСКО докладом, МПГУ в своей дальнейшей работе будет ориентироваться на изложенные в докладе рекомендации.
М.А. Кривенькая