Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Кафедра ЮНЕСКО МПГУ приняла участие в Рабочей сессии по обсуждению программы «Всеобщая история Африки» по итогам Международного форума в Эфиопии

Новости МПГУ

11 декабря 2024 года состоялась очередная Рабочая сессия, организованная Сектором образования ЮНЕСКО для кафедр ЮНЕСКО и сетей УНИТВИН на тему «Всеобщая история Африки». В ходе онлайн сессии участники поделились идеями о Международном форуме в целом и о Флагманской программе ЮНЕСКО «Всеобщая история Африки» (ВИА). Они отмечали, что ВИА является основным ускорителем в достижении целей Повестки дня Африканского союза на период до 2063 года и Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года, а также содействует совершенствованию систем образования в Африке, процесса получения знаний и повышения осведомленности об основных положениях Всеобщей истории Африки в самой Африке, ее диаспоре и в мире.

Открывая семинар, координатор исследований сектора ЮНЕСКО программы УНИТВИН Кит Холмс выразил признательность всем, кто согласился принять участие в семинаре, и предложил рассмотреть основные положения «Всеобщей истории Африки», при этом внести свои предложения по развитию сотрудничества и конкретным действиям, направленным на трансформацию образования в Африке и за ее пределами. Первый компонент программы «Трансформация образования посредством преподавания и освоения ВИА» представил зам. генерального директора по Африке и внешним связям ЮНЕСКО Фирмен Эдуард Матоко.

В своем выступлении Ф.Э. Матоко подчеркнул, что программа «Всемирная история Африки» должна рассматриваться не только педагогами и экспертами, проживающими на африканском континенте, но и специалистами, имеющими африканские корни, проживающими в других странах мира. По мнению докладчика, программа ВИА направлена на продвижение общей идентичности и гордости за наследие Африки, на получение и производство знаний об истории Африки и ее диаспоры, на трансформацию образования в Африке и за ее пределами. Особое внимание он обратил на роль кафедр ЮНЕСКО, самой Организации и ее государств-членов в выполнении данной программы, в использовании истории и культурного наследия Африки в качестве инструмента для содействия расширению прав и возможностей, достижению единства, мира и социальной справедливости. Докладчик отметил важную роль кафедр ЮНЕСКО в формировании интеллектуального единения педагогов и экспертов стран всего мира, а также значение «Всеобщей истории Африки» в преподавании и передаче знаний. Он также подчеркнул необходимость сделать ВИА более доступной для молодежи, в том числе для студентов и школьников.

Далее сотрудник «Школы востоковедения и африканистики» Лондонского университета Мария Матильда Столерофф представила три взаимосвязанных компонента содержания флагманской программы ВИА: трансформация образования посредством преподавания и освоения, повышение уровня знаний об истории Африки и ее диаспоры, распространение информации о ВИА с помощью информационно-разъяснительной работы и подхода к обучению на протяжении всей жизни. Она также представила основные положения Информационного пакета ЮНЕСКО по внедрению ВИА в образовательные системы, в том числе руководящие принципы, учебную программу, педагогическое руководство для учителей и воспитателей, интерактивные учебные ресурсы и т.д.

Обсуждение второго компонента Флагманской программы ВИА «Повышение уровня знаний об истории Африки и ее диаспоры» открыл специалист по программам в ЮНЕСКО Ламин Диане, который напомнил, что Международный научный комитет ЮНЕСКО завершил подготовку трёх новых томов серии «Всеобщая история Африки» (IX, X и XI). Он обратил особое внимание на девятый том, который предусматривает: сосредоточение на обновлении ВИА и теориях о происхождении человечества и первых человеческих цивилизаций; исследование различных аспектов глобальной Африки и их проявление через диаспоры в мире; изучение современной глобальной Африки, её возможностей и новых вызовов. Особое внимание докладчик обратил на необходимость формирования новых знаний и на развитие высшего образования в странах Африки. Флагманская программа ВИА, по его мнению, постоянно продвигается благодаря участию кафедр ЮНЕСКО, партнеров и экспертов. В настоящее время ЮНЕСКО разрабатывает Пакет ресурсов для внедрения ВИА в системы образования, который предназначен для оказания помощи разработчикам политики в области образования, создателям учебных программ и специалистам, педагогическим консультантам, инструкторам, учителям в этой сфере.

Модератором третьего компонента Флагманской программы ВИА «Распространение информации о ВИА с помощью информационно-разъяснительной работы и подхода к обучению на протяжении всей жизни» выступил руководитель проекта секции ЮНЕСКО по воспитанию глобальной гражданственности и мира Куани Киир Куани. Говоря о содержании третьего компонента ВИА, он обратил особое внимание на Том IV ВИА, в котором излагается история Африки с двенадцатого по шестнадцатый век и является решающим этапом в истории континента. В этот период Африка развила свою собственную культуру и письменные свидетельства стали более распространенными. Было несколько основных характерных тем: триумф ислама; расширение торговых отношений, культурных обменов и человеческих контактов; развитие королевств и империй. Спикер подчеркнул важную роль образования, культуры, искусства, спорта в деле изучения наследия Африки. Он также отметил, что среди основных инструментов в этой деятельности являются вовлечение местных сообществ, государственных деятелей и педагогов, а также привлечение молодежи, в том числе студентов и школьников. По его мнению, в целях распространения информации о ВИА школы должны привлекать учащихся к критическому мышлению и гарантировать хороший уровень их грамотности.

Как и при обсуждении первых двух пунктов, на приглашение к дискуссии откликнулись многие представители академических кругов из африканских стран: они рассказывали о направлениях своей работы в разных областях, которые, по их мнению, возможно и необходимо учитывать при разработке материалов по истории Африки.

 

В.Ф. Захаров, М. А. Кривенькая

15 / 12 / 2024

Показать обсуждение